Об армянских каменных баранах

15 мая 2016 г.

Есть каменные статуи баранов в Казахстане. Их называют койтасами (кой тас - койун даш). Эти же самые каменные бараньи скульптуры встречаются на Кавказе и Анатолии. Причем часть из них являются армянскими. То есть обнаружены на армянских захоронениях и на них надписи армянским алфавитом. В частности о них писал еще исследователь Роберт Поттер, который писал о каменной скульптуре на армянском захоронении в Джульфе (1). Также имеются такие скульптуры на армянском кладбище близ Эрзерума (2). Скульптуры баранов на армянских кладбищах распространены в окресностях Еревана, Даралагеза, Лорийской степи, Нагорном Карабахе, Цалкинском и Ахалкалакском плоскогорьях (3). "Армяне придают этим древним баранам какое-то особое значение; они находят их на древних кладбищахв горах, привозят их оттуда и ставят на своих теперешних могилах". (4).

Теперь эти бараны тюркские или армянские? Если бы они были только на Кавказе, то можно было бы говорить о том, что они могли перейти и от армян к тюркам. Но вот нахождение их в Казахстане говорит о том, что они явно тюркские, так как там армянской культуры никогда не было. А раз так, то значит переход был в направлении от тюрков к армянам.

Но тут вот какое дело. Как известно были армяно-кыпчаки. Тут в переписке армяне отрицали их тюркство и утверждали, что они были армянами, но утерявшими язык и говорящими по тюркски. Ну предположим. Но тогда почему встречаются каменные тюркские бараны в армянской культуре? Ведь такой явно тюркский языческий символ не должен был войти в армянскую христианскую среду, даже если бы они утеряли свой язык.

А раз так, то получается, что армяно-кыпчаки именно тюрки, которые приняли григорианство, а потом армянизировались. И кипчакская церковь "Кыпчакаванк" в Армении явно не случайность. "Кыпчакские племена на самом деле жили в Армении. Первая встреча армян и кыпчаков произошла на территории Армении приблизительно в XI-XII веках, когда последние спасались бегством от монголов. Здесь они стали принимать христианство. Известно, что эта религия наряду с тенгрианством была одной из первых религий, к которым приобщились кыпчаки и тюрки вообще, ислам в их жизнь пришел уже позже. На территории Армении до сих пор стоит очень красивая церковь, которая называется Кыпчакаванк - кыпчакская обитель. Недалеко от нее располагается село Арич, которое некогда носило название Кыпчак. Это одно из доказательств того, что в крови части армянского этноса течет отчасти кыпчакская кровь". (5)

Таким образом в армянах есть довольно значительный процент тюркской крови. Поэтому тюркские имена и фамилии у них это не только воздействие тюркско-мусульманского окружения. Тюркство было и есть в них самих.

Лит.:

1. Robert Ker Porter / Travels in Georgia, Persia, Armenia, ancient Babylonia, &c. &c. during the years 1817, 1818, 1819, and 1820 / Longman, Hurst, Rees, Orme and Brown, 1822, р.614.

2. E.Smith / Missionary Researches in Armenia in Armenia: Including a Journey Through Asia Minor, and Into Georgia and Persia, with a Visit to the Nestorian and Chaldean Christians of Oormiah and Salmas т.1 /Crocker and Brewster, 1833.

3. Пчелина Е. Г. Армянские памятники на территории Азербайджанской ССР // Труды Отдела Востока. — 2-е изд. — Л.: Государственный Эрмитаж, 1940. — Т. 3. — С. 243-251. — 500 с.

4. В.М. Сысоев. Отчет о поездке летом 1927 года. Известия Азкомстариса, вып. 4, тетрадь 2, Баку 1929, с. 186. Цит. по Халилов. М. Древние каменные изваяния Южного Кавказа. Ирс. №8, Баку, 2003.

5. Шимырбаева Г. Кыпчакская письменность: новое прочтение. ЦентрАзия, 2003.

Койтас на некрополе Кошкар-Ата (Южный Казахстан, X век)

Койтас на Мангышлаке. Казахстан

 

 

Каменное изваяние барана с надписями на армянском языке.
Этнографический музей. Тбилиси

Каменные изваяния баранов на армянском кладбище в Джульфе

 

Церковь Кыпчакаванк