Алексей Малашенко
Мой Ислам
(Фрагмент книги)
“Клянусь звездой, летящей с небосклона, —
Ваш верный друг с пути не сбился...
(Свой) взгляд (пророк) ни на мгновенье не отвел,
И (взгляд) ему не изменил...
Так кто ж для вас ал-Лат и ал-Узза,
И вот еще одна, третья (богиня) — ал-Манат...
Ведь это только имена,
Которые измыслили и вы, и ваши предки,
И никакого разрешения на то
Господь вам не послал...”
Как-то мне попался комментарий суры “Наджм” сотрудника Академии наук Азербайджана Айдын Али-заде. Кандидат философских наук доказывал, что признание богинь-птиц как “чтимых ангелов” — следствие фальсификации, что ничего подобного не было. Что слух об их признании на самом деле происходит из того, что некий неизвестный язычник-курейшит по собственному разумению продолжил речь Мухаммада, приписав ему слова об Иллат, Манат и Уззе. На самом деле Мухаммад и не думал их признавать. Айдын Али-заде не одинок в своих суждениях. Сура “Наджм” всегда была предметом дискуссий между мусульманскими богословами и историками. Европейцы безоговорочно считали, что в “Наджме”, безусловно, есть уступка язычникам, временная, но все же уступка.
Мухаммад был политиком. Если судить о нем только с точки зрения его пророческой миссии, то многое окажется непонятным. Но уж коль мусульманским богословам угодно видеть в его поведении исключительно трансцендентное, то даже в этом случае можно представить, что временное признание языческих авторитетов было подсказано ему свыше как гениальный тактический ход.
Я — “западник” и считаю, что Мухаммад на самом деле предпринял дипломатический ход. И добился результата. Между прочим, как бы сложилась судьба Пророка и судьба ислама, не будь он прагматиком? Не надо оправдывать Пророка. А в большинстве комментариев к “Наджме” угадывается именно оправдание. Есть ли хоть один великий политик, чьи поступки не утратили актуальность и сегодня? Кто в современном политическом контексте полемизирует о смысле походов Александра Македонского? А ведь поступки Мухаммада обсуждают в данном случае именно таким образом.
«Дружба Народов» 2009, №5 |