О сохранении философии философией 
(через призму мировоззрения Айдына Али-заде)

Автор статьи: Теймур Атаев 
Статья опубликована на сайте islamnews.ru

Некоторое время назад доктор философских наук Айдын Али-заде порадовал своих почитателей (попутно озадачив явных и скрытых недругов) открытием сайта alizadeh.narod.ru. В целом, появление данного ресурса – факт отраднейший не только для философского сообщества (азербайджано- и русскоязычного), но и религиозного. Правда, читатель сразу может задаться вопросом о причинах отделения автором философии от религии, так как оба ответвления вбирают в себя общую ситуацию вокруг "собственного Я", становясь важнейшими стержнями для определения своего места в жизни; отражения внутри каждого прочувствования взаимоотношений Природы и индивидуума и т.д. 

Да, так оно и есть. Хотя, в общем-то, философия все же - наука. А религия, помимо своего выступления в качестве "объекта" изучения (интереса), в огромнейшей степени составляет неотъемлемую часть (субъективную) бытия практически всех людей. Так вот, тонкость в том, что А. Али-заде является верующим человеком, пытающимся соблюдать коранические постулаты. И этот фактор оттеняет сказанное им в статьях и книгах особыми красками, поскольку практически все излагаемое он пропускает через себя, свою веру. Посему, вне зависимости от затрагиваемой им темы, этот азербайджанский философ всегда актуален и современен. К слову, когда на одной из конференций некий участник представил другому А. Али-заде в качестве религиозного философа (так, кстати, именовали Николая Бердяева), он тут же отпарировал, что является философом. Безо всяких приставок. 

Так оно и есть, интеллектуал Айдын Али-заде - философ. Причем не ангажированный. Никем и ничем. Что имеется в виду? К сожалению, в последние десятилетия философия, как и другие "ответвления" научной мысли, нередко успешно ангажируется архитекторами глобал проекта (в целях научного обоснования собственных целей). Становясь, в этой связи, одним из идеологических рупоров продвижения "нового мирового порядка". Хотя знаменитый Фридрих Ницше называл философов "выдающимися споспешествователями человечества", величие "своей задачи" находившими в том, "чтобы быть злой совестью своего времени". Так как простирая "творческую руку в будущее", подлинные философы определяют "куда?" и"зачем?"(1). Но не во имя кого-то или чего-то, а ради ее величества Истины. 

Слава Всевышнему, А.Али-заде удается следовать по этому пути. И помогает ему в этом вера. Искренняя и сильная. Но Коран гласит, что вера сама по себе, абстрагированно от общества, существовать не может. Она должна быть активной, как бы исполняемой (отображаемой) всем образом жизни. Другое дело, что есть активность? Как она понимаема? Всеми ли идентично? Последний вопрос явно несет риторический оттенок. Потому что вполне очевидно отсутствие тождественности в ответе на него. Насколько же усматривается из действий и подхода к жизни А.Али-заде, его активность (жизненная позиция на основе веры) проявляется в научно-творческом направлении. Причем не просто в осмыслении действительности, а в намерении доводить осознаваемое до людей. Будь то тематика исторической, "чисто" философской или религиозной направленности. 

Но здесь проявляется следующий важнейший нюанс. Чтобы быть слышимым и слушаемым, философ должен не просто оперировать понятиями, терминами и логикой. В буквальном смысле он обязан пропускать все это через себя. Находя подтверждения в исторических прецедентах и получая подпитку из выводов классиков и современников. И все время работать над собой. Что, не побоимся сказать, у А.Али-заде получается (давайте добавим - на сегодня, во всяком случае). В связи с чем ему удается с блеском дискутировать с представителями различных конфессий по тем или иным злободневным вопросам (историческим и переживаемым сегодня). А нередко и со "своими", однозначно убежденными исключительно в собственной правоте и правильности. 

Кстати, дискуссии являются одним из коньков А.Али-заде. Наверняка, многие задаются вопросом, в чем состоит его техника ведения дискуссий, нередко сложнейших, противоречивых, но практически всегда оставляющих философа на высоте? Возможно, у него есть какие-то свои секреты. Не исключено, кто-то посчитает причиной отдельные черты характера. Другие подчеркнут наличие высочайшей эрудиции. Мы, естественно, не будем опровергать или "пробивать" некий общий знаменатель причины вышеизложенного. Но обратим внимание на следующее. Некоторое время назад А.Али-заде выступил в кругу единомышленников (Философский клуб) с лекцией "Искусство полемики. История и современность". Выступление свое он начал с рассмотрения отдельных эпизодов философии древности. Затрагивая важнейшие пласты, присущие известным древнегреческим мыслителям. 

Естественно, нет смысла пересказывать лекцию своими словами. Но А.Али-заде подошел к освещению темы нетривиально, рассматривая не столько сами нюансы взглядов величайших личностей, сколько их путь к поиску объективной истины, поиску смысла жизни, ее происхождения и перспектив. Описывая же "дорогу к правде" тех ученых, А.Али-заде прекрасно продемонстрировал формы и методы их подхода к представлению своих идей, параллельно демонстрируя умение великих древних греков вести грамотнейшую полемику (на основе научных, в буквальном смысле, принципов). Когда ракурс частное-общее и наоборот являются не просто ярким и модным лозунгом, но применяемым, действенным, дающим результаты. 

Так вот, анализ хода дискуссий с участием А.Ализаде (на многих известных форумах постсоветского пространства) однозначно свидетельствует, что он очень ответственно подходит к теории, используя присущие философам древнего мира формы и методы, неизменные, в глобальном смысле, вплоть до сего дня. Т.к. стиль воздействия на слушателя остается тем же, что и раньше (исключая, естественно, технические новшества). Сила же А.Ализаде в данном контексте - в его блестящем оперировании теми наработками, с которыми он откровенно делится со слушателями, а также в понимании, каким образом говорить с той или иной аудиторией, т.е. учитывать «формат» дискуссионной площадки. 

И здесь можно вернуться к ракурсу активности веры, о которой говорилось выше. В книгах, статьях, дискуссиях - проявляется та самая жизненная активность А.Али-заде. Он не просто копит в себе получаемую информацию, а делится ею, призывая - через историю, философию - к осмыслению жизни. Самое же ценное, что осуществляет он это посредством стыковки науки с религией. Тем самым демонстрируя, доказывая, насколько вера позволяет приближаться к добру, восприятию Света, Истины. "В Откровении, - говорит А.Али-заде, - есть моменты, в которые люди могут лишь верить". Не подвергая сомнению те или постулаты. Это - чувственный подход. Но ведь вера подразумевает двуединость, а именно разумный (наряду с чувственным) подход к осмыслению Божественных откровений. Вот здесь А.Али-заде и акцентирует внимание на разуме, призыв к которому является одним из глубочайших лейтмотивов Слов Господа, передаваемых нам пророками. 

Разум, помноженный на чувственное восприятие Божественного - это тот базис, что позволяет двигаться вперед. И помогает доводить знания до окружающих. 

Автор убежден, что знакомство с материалами азербайджанского философа окажет огромное воздействие на многих людей. Не просто в плане расширения кругозора, но и в аспекте развития духовности! А А.Али-заде остается лишь пожелать терпения и расширения возможностей для творческой реализации! 

___________________

1.Фридрих Ницше. По ту сторону добра и зла 
http://www.lib.ru/NICSHE/dobro_i_zlo.txt