Философия и диалог цивилизаций

16-19 ноября в Москве и Санкт-Петербурге проходит Всемирный день философии. В нынешнем году был он посвящен проблеме диалога культур и цивилизаций. Повестка дня звучала так: «Философия в диалоге культур». На мероприятие собрались российские философы и их зарубежные коллеги из Ирана, Китая, Индии, Сирии, стран СНГ и Балтии, Германии (с лекцией на пленарном заседании посетил сам Юрген Хабермас).

Торжественная церемония открытия состоялась в Доме ученых на Пречистенке, а работа круглых столов проходила в историческом здании Института философии на Волхонке, вокруг которого сейчас разгораются нешуточные страсти: Институт хотят выселить, передав дом номер 14/1 (строение 5) Пушкинскому музею.

В иных странах мира к философии, впрочем, относятся отнюдь не столь пренебрежительно, а, напротив – с почтением, поэтому мероприятие приобрело солидный международный резонанс. На круглых столах обсуждались разные темы, касающиеся стереотипов в философских исследованиях, диалога рациональностей, культурного самосознания в эпоху глобализации, проблем философской антропологии, технологических вызовов в наступившем столетии, ценностей, преподавания философии детям и взрослым и т. д.

Поскольку День философии был посвящен диалогу культур, в выступлениях и дискуссиях прямо или косвенно затрагивалась исламская тематика. Кроме того, активно обсуждались проблемы, напрямую касающиеся мусульман, в частности, живущих на постсоветском пространстве.

Когда в академических или политических кругах заходит речь об Исламе, остро встает проблема стереотипов, которых остается немало не только в сознании рядовых граждан, но и ученых, более того – исследователей, профессионально занимающихся изучением нашей религии. Во многих случаях это обусловлено ангажированностью определенного круга российских (и не только) востоковедов. Однако, надо отдать должное, далеко не все из них настроены антиисламски. Более того, благодаря трудам и лекциям ряда ученых – таких, как Л. Р. Сюкияйнен, А. В. Смирнов, И. Р. Насыров, Д. В. Фролов – в научных кругах культивируется и адекватное представление об исламской культуре, философии, праве.

Что касается предвзятости и мифотворчества, то в случае неангажированности исследователя они обусловлены элементарным недостатком доступа к первоисточникам и к информации об Исламе «из первых рук». Свято место пусто не бывает, и его занимают стереотипы, кочующие из монографии в монографию, из сборника в сборник, из учебников – в курсовые и дипломные работы, в кандидатские и докторские диссертации.

Именно проблема освобождения от стереотипов в теории и методологии историко-философского исследования обсуждалась на одном из, пожалуй, самых важных круглых столов. Заседание вели известные российские философы – доктор философских наук, профессор Н. В. Мотрошилова и заместитель директора Института философии, доктор философских наук, член-корреспондент РАН А. В. Смирнов, являющийся автором многочисленных исследований по арабо-мусульманской мысли.

Напрямую исламской тематики участники данного круглого стола не касались, однако рядом из них были высказаны интересные идеи.

По мнению Андрея Вадимовича Смирнова, философам, исследующим разные культуры, необходимо отходить от установки на единственность правильной архитектоники понимания мира. А. В. Смирнов пояснил, что философы, предлагая разные концепции, все равно находятся в поиске одной верной мировоззренческой архитектоники.

Новаторство же может заключаться в том, чтобы допускать возможность их множественности. Такое отношение к проблеме прямиком ведет к диалогу культур. Необходимо понять, подчеркнул А. В. Смирнов, как иные культуры смотрят на мир.

Освещая же тему стереотипов как таковых, Нелли Васильевна Мотрошилова отметила, что, в принципе, избавиться от них практически невозможно. Причина заключается в том, что в процессе перевода на иностранные языки любое понятие искажается. Например, исследователи до сих пор спорят, как передавать на русском языке смысл многих широко известных философских концептов, введенных в оборот мэтрами мировой мысли. Кроме того, Н. В. Мотрошилова обратила внимание на необходимость определения понятий в философских исследованиях и дискуссиях.

Нетрудно догадаться, что эти ценные мысли могут быть востребованы не только в процессе интерпретации Ислама его светскими исследователями, но и в ходе внутримусульманского диалога. Ведь очень часто непонимание рождается именно из-за неверной интерпретации терминов и непонимания того смысла, который в него вкладывают сторонники разных направлений. Далеко за примерами ходить не надо – стоит лишь вспомнить споры о «посещениях могил», о смысле терминов «авлийя», «тавассуль», «таклид», да и, собственно, постоянную полемику вокруг основных мусульманских понятий – Таухид, халифат, джихад, мазхаб, иджтихад и т. п.

Особую актуальность для мусульман имела также тема другого круглого стола – недаром за ним собралось множество гостей из Азербайджана, Таджикистана и других бывших советских республик. Его тема - «Общие культурные основы в национальном самосознании народов стран СНГ и Балтии» - обращала на себя внимание своей политической злободневностью. Участники обсуждали проблемы межнациональных отношений, этнической самоидентификации, роста религиозности, положении русских и статусе русской культуры в СНГ. И, конечно, лейтмотивом дискуссии был вопрос – что способно послужить объединяющим фактором для народов, еще относительно недавно живших в одной стране – СССР?


Общая канва была обрисована учеными следующим образом. Как отметил ведущий, заведующий кафедрой этики философского факультета, профессор Абдусалам Абдулкеримович Гусейнов, советское прошлое скорее не объединяет, а разделяет граждан стран СНГ. Он подчеркнул, что любая философия национальна и обусловлена контекстом определенной социальной обстановки.

Гусейнов отметил, что в данном случае можно ориентироваться на платоновскую модель, в соответствии с которой отношении к частным проблемам строится на основании общего понимания блага, или на концепцию Аристотеля, согласно которой свободные члены сообщества сами избирают путь развития. Профессор пришел к выводу, что верно нечто третье, в большей степени близкое аристотелевской модели, а это и есть диалог.

Другой выступающий, представитель Армении Г. А. Погосян обратил внимание на следующие тенденции в республиках бывшего СССР: моноэтничность приводит к росту национального самосознания, наблюдается усиление роли религии и десекуляризация общества, и, вместе с тем, эти процессы сопровождаются падением уровня морали у значительной части населения. Все это, по мнению Г.А. Погосяна, не объединяет, а разделяет народы; точно так же, по его мнению, консолидации стран и народов СНГ может поспособствовать не общность прошлого, которое во многих случаях воспринимается негативно, а поиск объединяющих факторов в настоящем и в обозримом будущем.

О проблемах, затронутых Г.А. Погосяном, подробно говорил в своем докладе ведущий научный сотрудник Института философии, социологии и права Академии наук Азербайджана, доктор философских наук Айдын Али-заде. В частности, он затронул очень важную тему заимствования западных ценностей и его целесообразности. По словам Али-заде, на современном Западе делается акцент на законности, на правовом аспекте отношений в обществе. Однако это не отвращает людей от преступлений.

Поэтому, подчеркнул Али заде, необходимо прилагать усилия к тому, чтобы повышать уровень человеческой морали. Добиться этого можно только за счет обращения к религии, ибо чисто философские этические концепции носят субъективный характер, и их сторонники никак не могут привести свои взгляды к общему знаменателю. А. Али-заде пояснил, что страх перед государством и правовыми санкциями не останавливает человека от совершения преступления, однако трепет перед Богом, Который все видит и способен на всякую вещь, способен отвратить его от злодеяний. Таким образом, проблема западного общества заключается в том, что понятие греха перед Богом было предано в нем забвению.

Поэтому, отметил Али-заде, философам необходимо переосмыслить понятие светскости и роли религии в социуме. Он также предложил прививать обществу религиозную мораль, преподавать основы религии в школах и даже в детских садах.

Аудитория с интересом отреагировала на выступление Айдына Али-заде, указав на актуальность темы его доклада и поднятых в нем вопросов. Вместе с тем, некоторые участники обратили внимание на сложность проблемы, на необходимость ее философского осмысления с целью предотвращения возможных столкновений на конфессиональной почвы, которые могут стать издержками реализации проекта религиозного просвещения общества.

На заседаниях круглых столов разгорались и другие интересные дискуссии, однако осветить все их аспекты в рамках одной статьи не представляется возможным. В любом случае, опыт проведения Дня философии в нынешнем году показал, что исследования и доклады философов могут представлять для мусульман интерес даже в том случае, если они, на первый взгляд, носят сугубо светский характер.

В грядущем году Всемирный день философии будет проходить в Иране, если будет на то воля Божья.

Анвер Агаев