Сайт Айдына Али-заде

Блиц-ннтервью для книги по Исламскому интернету
Айнура Сибгатуллинa

Какое значение на ваш взгляд имеет сегодня Интернет для мусульман?

Сегодня представить мир без Интернета невозможно. На сегодняшний день это главное достижение человеческой цивилизации. Поэтому представить мусульман или мусульманский мир без Интернета невозможно, так как это тоже часть этого мира. Более того, благодаря этому сегодня открылись большие возможности для популяризации исламского мировоззрения и ознакомления всего мира с культурными, богословскими, философскими и др. достижениями мусульманского мира. При правильном использовании своего потенциала можно достигнуть большого результата в этих делах, а также в деле преодоления стереотипов. Разумеется, что мир существует во многообразии. Тем более сегодня, когда благодаря открытым коммуникациям и информационным технологиям идут процессы глобализации. Поэтому необходимо также и принимать новые идеи и передовые технологии от других культур. Таким образом, требуется высокий профессионализм, высокая культура, передовое мышление.

 
Как вы охарактеризуете современный Исламский интернет и, вообще, можно ли говорить о нем как о сформировавшемся сегменте всемирной сети Интернет?

Думаю понятие «исламский» нужно конкретизировать. Это слишком общее понятие. Есть ресурсы богословского характера, но есть информационного, национального, философского, литературного характера. Пожалуй понятие «исламский» больше подходит к богословским или околобогословским ресурсам, которые отражают догматику той или иной мусульманской школы. Но можно ли сайт какого-то философа или литератора называть мусульманским, это большой вопрос. Если да, то все информационные ресурсы арабских стран должны называться исламскими, что в принципе неверно. Если какой-то мировоззренческий сайт излагает проблемы на основе философии Ислама это все же не исламское богословие, а философский ресурс и он должен быть отнесен к философской проблематике, а не называться «исламским». Таким образом, нечто из исламского мировоззрения может присутствовать везде. Нельзя в наш век глобальных процессов, изолироваться от остального мира и проводить водораздел между исламским и неисламскими мирами. Но нужно привносить элементы мусульманского мировоззрения в остальной мир и обогащать его.

Таким образом, если исходить из того, что «исламским» интернетом являются богословские и околобогословские ресурсы, можно сказать, что этот сегмент интернета конечно же сформировался. Правда, на Рунете еще много чего нужно сделать в этой области. А вот с интеграцией исламского мировоззрения в мировое культурное пространство существуют очень серьезные проблемы. К сожалению мало качественных культурологических, философских, литературных ресурсов мусульманских авторов, которые отвечали бы мировым стандартам и вызывали бы интерес у широкой читательской публики


Что вам нравится и не нравится в современном Исламском интернете? Что в нем не хватает? Как развивается? Что нужно сделать для улучшения ситуации?

Богословы, представители разных духовных управлений тарикатов и мазхабов делают то, что им нужно делать. К ним никаких претензий быть не может, так как они отражают точку зрения традиционного Ислама. А о вере никаких споров быть не может. Что же касается остальных ресурсов, то необходимо создание ресурсов не сугубо исламских, а профессиональных. Например, необходимо побольше писателей, которые писали бы о жизни татар, кавказцев, других народов, которые традиционно исповедуют Ислам. Необходимо побольше создавать сайтов философского, культурологического и общемировоззренческого содержания в которых бы авторы мусульмане могли свободно излагать свои мысли. Причем совершенно необязательно, чтобы они были строго исламско-догматическими. Для всего этого нужны люди с передовым мышлением, соответствующим образованием и личными данными. К сожалению, в этих областях положение неутешительное. Мусульмане крайне мало представлены во всем этом.

 
Могут ли сервисы Веб 2.0. (Yourtube, Google, Facebook, Myspace, Wikipedia, "Одноклассники", "Вконтакте", Бобрдобр, Livejournal и др.) эффективно использоваться в вопросах мусульманского просвещения и образования?

Конечно. Вообще-то нет ничего хорошего или нехорошего. Все бытие нейтрально. Хорошим или плохим ту или иную вещь делают люди. Поэтому, если умело работать с этими ресурсами, обладать нестандартным мышлением, иметь профессионализм и образование, можно достигнуть очень больших результатов. Главное знать, что именно нужно делать и как это нужно делать. В любом случае, говорить об «исламскости» или «неисламскости» той или иной вещи нельзя. Нужно входить все сферы и извлекать из всего этого пользу, как для себя, так и для общества.

 
Ваши пожелания авторам исламских интернет-ресурсов и пользователям Исламского интернета?

Становиться профессионалами, применять нестандартные и оригинальные методы, постоянно повышать свой интеллектуальный уровень.


НАЗАД

Сайт управляется системой uCoz