Документы по самарскому процессу


 

 

Результат религиоведческого исследования брошюры «Праздник Навруз и исламская доктрина» 

ЦЕНТР ЭТНОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ УФИМСКОГО НАУЧНОГО ЦЕНТРА РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК МУЗЕЙ АРХЕОЛОГИИ И ЭТНОГРАФИИ


Начальнику УФСБ РФ по РБ И.В.Чернокову

Уважаемый Игорь Витальевич!

В ответ на Ваше письмо № 5/15-72166 от 19 апреля 2007 г. направляю результат религиоведческого исследования брошюры «Праздник Навруз и исламская доктрина».

Директор ЦЭИ УНЦ РАН, докт. ист. наук, профессор, заслуженный работник культуры РБА.Б.Юнусова

450077, Уфа-центр, ул. Аксакова, 7. Тел: (347) 250-71-18, 35-20-00; E-mail: cesmae@anrb.ru

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

г. Уфа «18» июня 2007 г.

На основанииписьма Начальника УФСБ по республике Башкортостан генерал-майора И.В.Чернокова № 5/15-72166 от 19.04.2007 г. профессор Айслу Билаловна Юнусова со стажем работы по специальности 24 года (специальность «религиоведение») провела религиоведческое исследование брошюры «Праздник Навруз и исламская доктрина» с целью определения наличия в печатном издании экстремистских проявлении и элементов, способствующих разжиганию межнациональной и межрелигиозной розни.

Специалист подпись

Начало исследования« 20 » апреля 2007 г.

Окончание исследования« 18 » июня 2007 г.

На исследование вынесены следующие вопросы:

1. Присутствуют ли в представленном печатном издании экстремистские проявления, а также элементы, которые могут способствовать разжиганию межнациональной и межрелигиозной розни.

В распоряжение исследователя были предоставлены материалы:

1.Копия брошюры «Праздник Навруз и исламская доктрина», автор А.А.Али-заде (Абдулла Али)

2. ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» от 25 июля 2002 г.


ДАННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

В брошюре излагается история возникновения праздника Навруз, совпадающего с днем весеннего равноденствия и символизирующего обновление природы, начало нового с года. Ссылаясь на древнеиранскую мифологию ("Авеста")исследования современных специалистов по зороастризму и среднеазиатским традиционным культам (М.Бойс, Е.Дорошенка, А.Негмати) автор подчеркивает доисламское — языческое - происхождение праздника Навруз, что является бесспорным фактом.

Праздник напрямую восходит к самым ранним и устойчивым формам язычества - поклонению силам природы, особенно огню. Одним из элементов зороастризма является огнепоклонничество, культивируемое в древности не только иранскими народами. Следы огнепоклонничества можно обнаружить в культовой практике так же тюркских народов, в том числе и проживающих на территории Приуралья — у чувашей, башкир. Археологами обнаружены остатки древних зольников на вершинах гор Урала, где совершались в древности обряды поклонения огню и жертвоприношения.

В целом, праздник весеннего равноденствия под разными названиями вошел в культурную традицию восточных народов. Это и Навруз (новый год) у народов Средней Азии. Навруз (Ноуруз, Науруз, от перс, ноу - новый, руз - день) - праздник весны или нового года. Возникнув в Хорасане более 3000 лет назад, праздник распространился по всем сопредельным странам как древнейший земледельческий праздник, происхождение которого связано с возникновением земледельческого календаря. По содержанию смысл праздника сводится к единению человека и природы, людей. В трактате «Ноуруз-наме» Омар Хайям характеризует месяц равноденствия (мехр) как «месяц дружбы между людьми, и все, что созрело из злаков и плодов и досталось им, они вместе поедают».

Народный характер праздника не вызывает сомнений. В феврале 2007 г. Президент Узбекистанаподписал указ «О всенародном праздновании Навруза», в которомподчеркивается, что этот праздник - одна из самых древних национальных ценностей. узбекского народа. СтатусгосударственногопраздникаНаврузимеет в Казахстане,Азербайджане, Киргизии, Таджикистане. Мусульманское население указанных стран, как и других регионов, с древнейших времен отмечает этот праздник, значение которого непротиворечит их понимаю исламских ценностей.

Как День весеннего равноденствия он отмечается также народами Европы. 22 марта в русской традиции называется «жаворонки», когда «день с ночью меряются, зима кончается, а весна начинается». V русской культурной традиции существует вера в то, что в этот день из теплых стран прилетают сорок разных птиц, и первая из них - жаворонок. Масленица - не просто встреча весны, она знаменует наступление весеннего равноденствия, одного из четырех главных праздников года в древней языческой традиции, по сути это земледельческий Новый год.

Отмечают его и в Центральной Америке. На полуострове Юкатан находятся развалины столицы цивилизации Майя Чичен-Ица (Chichen Itza), где в храме Кукультана в этот день наблюдают необычное явление. В13 часов 31 минуту по международному гринвичскому времени (GMT), солнечные лучи попадают точно на балюстраду на вершине пирамиды.Каменнаяфигурка с изображением священной змеи в этот момент таким образом отбрасывает тень, что кажется - по каменномуполу ползет настоящая змея. Постепенно в течение дня эта тень перемещается к жертвенному колодцу и к вечеру исчезает в нем.

Таким образом, это принятый у всего человечества день празднования начала нового земледельческого года.

Автор брошюры категорически настаивает на том, что «классическое исламское учение не имеет тенденции к компромиссам с языческим наследием..., синкретизму в классическом исламском учении места нет», отрицая тем самым возможность празднования людьми, исповедующими ислам. При этом дается ссылка на хадис, в котором Пророк Муаммад предписывает исполнять обет так, как положено. Между тем, среди жителей стран Центральной Азии широко распространен рассказ известного ученого аль-Бируни о том, что в день Навруза пророку принесли серебряную чашу, в которой была халва. На вопрос пророка «что это такое», ему ответили, что это - по случаю Навруза. «А что такое Навруз?» - осведомился пророк. Ему ответили, что это большой праздник. После того, как он съел халву, то воскликнул: «О, если бы у нас каждый день был Навруз!». Таким образом пророк Мухаммад, как гласит предание, не отторгал Навруз, и, тем более, не запрещал его категорически.

Именно универсальность и глобальность ислама дают основу считать, что общечеловеческие ценности не могли быть отторгнуты учением Пророка Мухаммада, тем более, что, согласно Корану, Всевышний является создателем всего, в том числе ему подчиняется и движение планет, следовательно, им задуманы и дни зимнего и летнего солнцестояния, весеннего и осеннего равноденствия как календарные вехи в жизненном цикле человечества.

ВЫВОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

1.В представленной на брошюре предпринимается попытка отделения древней этнокультурной традиции от религиозного, сакрального смысла, который вкладывают в него мусульмане. а так же попытка деэтнитизации последователей ислама.

2.Категорический запрет на празднование Навруза, а также других традиций «в рамках своих национальных и племенных воззрений» не соответствует установке ислама как религии мира, добра и толерантности.

3. Положения брошюры способствуют радикализации сознания части мусульманского социума, формированию у мусульман негативного отношения к носителям этнокультурных традиций, связанных с празднованием Навруза - единого для всего человечества дня весеннего равноденствия и универсального праздника начала земледельческих работ.

4. Конечной целью использования брошюры является противопоставление исламской и внеисламской культурной традиции, раскол общества по религиозному признаку. Распространение брошюры может способствовать разжиганию межнациональной и межрелигиозной национальной розни.

Сайт управляется системой uCoz