Интервью информационному агентству Исламтат (2008)

Несколько дней назад в средствах массовой информации появились сообщения о запрете в Самаре по решению суда и признании экстремистским одного из мусульманских Интернет-сайтов. Об этом на прошлой неделе активно писали, например, «ИТАР-ТАСС», электронное СМИ «Ислам.Ру», интернет-сайт www.islamnews.ru. Запрет медиа-ресурса и признание его экстремистским произошли после того, как Прокуратурой Самарского района города была проведена проверка информации областного УФСБ по нарушениям со стороны имама и муэдзина местной мечети законодательства о противодействии экстремистской деятельности

Экстремистской деятельностью УФСБ сочло распространение во время намаза в мечети Самары брошюры под названием «Праздник Навруз и исламская доктрина». В ней говорилось о том, что, согласно Шариату, отмечать этот древний иранский праздник запрещается. Данная брошюра была признана экспертами «способствующей радикализации сознания части мусульманского социума и формированию у мусульман негативного отношения к носителям этнокультурных традиций». Брошюра была взята с Интернет-сайта «Ислам как он есть»

Информационное агентство «Исламтат», изучив сообщения средств массовой информации, касающиеся этого вопроса, сочло уместным обратиться за комментариями к самому автору Интернет-сайта, вокруг которого все происходит. Им оказался Айдын Ариф оглы Али-Заде - светский ученый, кандидат философских наук, автор целого ряда научных трудов по историко-философским и мировоззренческим аспектам исламской религии, а также проблемам, связанным со сравнительным анализом Ислама с другими религиозно-философскими учениями.

- Уважаемый Айдын Ариф! По имеющимся сведениям Вы, кандидат философских наук, светский ученый и исследователь в области религиоведения, также являетесь автором Интернет-сайта «Ислам как он есть», его руководителем. Какова история этого медиа-ресурса и для каких целей он создавался?

- Ну, "руководитель сайта" - это слишком громко звучит. Я по роду своей специальности занимаюсь философией религии и религиоведением. Этот сайт является моей личной страницей, на которой я размещал некоторые свои статьи, а также интересные мне статьи по исламской тематике других авторов. Никакой идеологической направленности сайта нет. Я собирал материалы по своему интересу, а не по какой-то идеологии. Поэтому там можно было встретить и авторов-ханафитов, и авторов-салафитов, и авторов-шиитов и т.д. Но большинство материалов сайта состоит из моих собственных работ.

Этот сайт я создал давно, почти 8-9 лет назад, с целью ознакомить русскоязычных читателей Интернета с исламским мировоззрением. Тогда исламских ресурсов в сети было мало. Второй причиной создания мной этого сайта было стремление ответить на вопросы критиков Ислама доказательным фактическим материалом. Поэтому на сайте много материалов апологетического характера.

Сайт функционировал исключительно благодаря моему энтузиазму и никаких спонсоров или команды я никогда не имел.

Активно занимался я сайтом первые два-три года. А потом, уже 5 лет как я перестал им заниматься, так как нет времени и стимулов, и этот сайт потерял свою актуальность на фоне созданных многочисленных крупных исламских ресурсов. То есть уже много лет этот сайт просто существует на сервере, не обновляется и устарел во всех смыслах этого слова.

Однако есть одно преимущество у него. Это единственный ресурс, в котором есть отличная коллекция мусульманской апологетики. Ее я создал в противовес сайту «Православие-Ислам», на котором публикуются критические материалы об Исламе.

- Как Вы отреагируете на принятое Самарским судом решение с правовой точки зрения, будете ли пытаться опротестовать его, подадите иск в защиту своих прав?

- Я вообще-то не в курсе того, что происходит. Никакого извещения я не получал, меня никто ни о чем не ставил в известность. Я пользуюсь своим правом использования Интернет пространства, как пространства свободного информационного обмена. Ни о каком "экстремистском" характере сайта не может быть речи. Это совершенно необъективное решение этого суда.

Насколько я понял из различных материалов в интернете, чье-то недовольство вызвала моя статья "Праздник Навруз и исламская доктрина", в которой я проанализировал вопрос и сделал вывод о том, что это неисламский праздник. Таковым он на самом деле является. Это зороастрийский, а не исламский праздник. Пусть хоть сто судов назовет этот вывод "экстремистским", от этого этот праздник исламским не станет. В этой статье об этом утверждается. С другой стороны Навруз национальный (но не исламский) праздник некоторых народов и в этой статье нигде это не подвергается сомнениям и нигде не призывается выступать против этого. Тем более там нет никаких призывов к каким-то противоправным действиям. У каждого народа свои обычаи и нужно к ним относиться с уважением. Что касается татар, то насколько я знаю, у них нет этого праздника и поэтому я вообще-то не понимаю, с чего вдруг именно в татарском регионе так ревностно отнеслись к выводам моей статьи?

Я также удивлен выводами какого-то отдела РАН города Уфы, который признал статью "экстремистской". Ими были попраны все научные нормы и принципы и без вопросов к автору, без научной полемики были сделаны надуманные и тенденциозные выводы. И потом, если речь идет об Исламе, то почему статья не была отдана российским исламским деятелям, муфтиям? Но даже главное не в этом. Как автор статьи, как самостоятельный исследователь и ученый, я имею полное право на собственное исследование любого вопроса и соответствующие выводы. Никакие суды и эксперты не могут насильно изменить фактические данные и ссылки на литературу изложенные в статье. Это факт.

- Какова теперь судьба этого сайта, что Вы будете делать с ним? Каково Ваше лично-субъективное отношение к принятому судом решению?

- Сайт я закрывать не буду, пусть закрывают они сами. А что касается опротестования решения суда, то я не исключаю того, что начну этот процесс. А к решению суда я отношусь философски. В жизни бывает всякое и не все поддается разуму и логике.

Беседовал Радик Хусутдинов