Дискуссия об истории древнего Ирана

Иранофил: Иранцы - наследники великой цивилизации с 3000-летней историей, в отличие от арабов. Ислам отбросил их далеко назад.

А. А.: Это слишком громко сказано. Современный Иран не имеет вообще никакого отношения к Ахеменидской и Сасанидской культурам. Культура современного Ирана, в основном, исламская. В языке очень много арабизмов и тюркизмов. Алфавит арабский. В стране конгломерат различных наций и народностей. От Сасанидов только бехистунские клинописные надписи остались.

Иранофил: Если современный Иран не имеет никакого отношения к Сасанидам и Ахеменидам, то почему иранцы так истово гордятся этим периодом?

А. А.: Гордость по прошлому испытывают все. Например, испаноязычные мексиканцы гордятся империей ацтеков, арабоязычные египтяне - древним Египтом, турки - Византией и Римом, хотя часто имеют к этим культурам косвенное отношение.

Иранофил: И все-таки, древняя иранская культура была велика. Когда греки вошли в Вавилон, Персеполис и другие иранские города, они поняли, как они отстают в культурном плане от иранцев. Александр Македонский одержал военную победу, но потерпел поражение от персидской культуры.

Клинописная надпись

Персидская клинописная надпись

Дворец Ксеркса в Персеполе: вид от дворца Дария

Дворец Ксеркса в Персеполе

А. А.: Давайте говорить фактами: в чем это проявлялось и в чем было превосходство иранцев? Вы сравниваете их с греками? Ну, тогда напомните мне, был ли у персов хоть один мыслитель, наподобие Аристотеля или Платона? Породила ли Персия такую великую цивилизацию, как мир эллинизма? Был ли у персов хотя бы алфавит, письмо, философские, научные трактаты, известные нам сегодня. Было ли у этих самых персов что-нибудь, помимо Авесты, нескольких клинописных плит и абстрактных размышлений на тему о том, сколько в мире зла, а сколько добра? Греция действительно велика. А вот в Иране я этого не вижу.

Понятное дело, что в Персии существовала своя культура так же, как она существовала в любой другой стране. Но никаких серьезных шедевров от нее нам не известно. Греческая цивилизация дала много чего, а персидская почти ничего, кроме мистических учений и Авесты. Ну и породила две крупные империи - Сасанидов и Ахеменидов. Есть еще несколько интересных клинописных надписей в Бехистуне, несколько древних храмов огня.

А вот после исламизации Ирана - да. Был внушительный культурный прогресс. Здесь Вы можете привести много имен в области культуры, различных наук, поэзии, философии и т.д. То есть культурный подъем произошел в Иране именно после исламизации, а не до этого, нравится вам это или нет, но это факт.

Александр Македонский, упомянутый вами, был учеником Аристотеля, который, в свою очередь, был учеником Платона, который был учеником Сократа, и т.д. до школ элеатов и милетцев. Можете ли Вы привести нечто подобное у персов? Ни одной научной и философской школы от персов не известно. Не понимаю, в чем их культурное величие? И в военном отношении Иран был великаном на глиняных ногах. Греки нанесли им поражения, а Александр разгромил кажущуюся великой Ахеменидскую державу. Причем всего 10-15 тыс. греков неизменно громили 100-тысячные армии персов.

Кстати, арабы тоже, несколько веков спустя, нанесли аналогичное поражение великой империи персов. Они фактически повторили успех Александра. Маленькими группами по 10-15 тыс. человек громили 100-тысячные персидские армии. Ну что тут поделаешь, история показывает, что кажущаяся великой и прочной Персия, часто не выдерживала вторжений на свою территорию.
Потом, не можете ли Вы напомнить мне хотя бы один серьезный научный или философский трактат древних персов периода Ахеменидов или ранних Сасанидов? А был ли у персов вообще алфавит прежде арабского? Пехлевийский алфавит Авесты не в счет. Он был предназначен только для Авесты или некоторых других религиозных текстов.

И неизменный вопрос: в чем именно Вы видите превосходство персидской культуры над греческой? Ни в военном, ни в культурном отношении, этого не видно.

Иранофил: Что касается «глиняных ног». Когда у иранцев было единое государство-империя, греческие города грызлись один с другим.

А. А.: Но при этом громили персов, причем малыми силами.

Иранофил: Вообще-то греческие историки любили завышать численность врага. В Фермопилах было не 300 спартанцев, а около 8 тысяч греков.

А. А.: Ну ладно, это не принципиально. Главное в том, что греки всегда громили персов малыми силами. Остальное - детали.

Иранофил: Первая империя в истории человечества - Персидская.

А. А.: Нет. Первая империя в истории человечества – это Аккад, потом Ассирия, потом Нововавилонское царство. И только потом Ахемениды. И в этом, первенство не за персами.

Иранофил: Империя Кира была огромной, Кир был царем царей, ассирийский царь не был царем царей.

А. А.: Ну и что? Империя монголов была в 10 раз обширнее, сильнее и могущественнее. Что дают "огромные империи" для культуры, науки, цивилизации? Огромными империями обладали и монголы и тюрки, и ацтеки и многие другие, что в этом такого необычного? А впервые титулом царя царей назвал себя аккадский царь Саргон, задолго до Кира.

Иранофил: Расцвет персидской культуры исламского периода все равно произошел благодаря доисламской культуре.

А. А.: Какой именно? Вы ведь не сумели привести даже одного имени великого перса от науки, культуры, философии. Не привели также и ни одного направления мировой мысли. Да, ближе к арабскому завоеванию там что-то было. Но это произошло благодаря римскому и греческому культурному влиянию. Гундишапурская философская школа в Сасанидском Иране была основана не персами, а греками, изгнанными из Византии после христианизации.

Вы назовите мне имя великого перса, который был бы равен хотя бы самым захудалым мыслителям из школы стоиков или эпикурейцев. Назовите мне также хоть какое-то направление науки, мысли, философии, искусства и т.д., в котором персы оставили бы шедевры и свой неповторимый почерк. Вот тогда я с вами соглашусь. А пока Вы ничего, кроме деклараций о том, что, дескать, персидская культура была велика, не привели. Нет никаких поводов к тому, чтобы считать ее великой. Если это не так, опровергните мои слова списком достижений персов, хотя бы отдаленно напоминающих достижения греков или римлян.

Иранофил: Это весьма поверхностное суждение. Современная культура появилась не из греческой, а из эллинистической культуры. Эллинистическая культура не является греческой, а представляет собой ее синтез с другими культурами, включая персидскую.

А. А.: Эллинистическая культура - это культура, основанная на греческой доминанте. Именно поэтому она и называется эллинистической, а не персидской. В нее, конечно же, проникли и другие культуры. Но, все же, фундаментальная наука и философия двигалась именно в грекоязычном мире. Богатства персидских царей, это не аргумент в пользу высокой культуры Персии. Индейцы Америки тоже были богаты и что?

Иранофил: Ислам стер очень многое из доисламской истории Персии.

А. А.: Ислам ничего ни у кого не стирал. Мусульмане оживляли древние науки. Они оживили античную науку и философию и снова познакомили с ней Европу. Если бы у персов что-то было, то мусульмане обязательно бы это взяли, как взяли у греков. Но, видать, ничего и не было. С Ираном в древнем мире были связаны различные мистические культы, верования. Они проникали в Европу, но вызывали только всплеск религиозного мракобесия. Манихеи или митраисты тому наглядное подтверждение. Арабы не могли этого воспринять по причине исламского монотеизма. А науки у иранцев не было. Во всяком случае, нет этому ни одного подтверждения. Даже Платон, Фалес и другие великие греки, которые заимствовали очень многое из достижений других народов, признавались, что брали все это из Египта и Вавилона, но не от персов.

И потом, полностью уничтожить вообще все, невозможно. Что-то, все равно, остается. Например, греческую науку победившее Христианство уничтожало физически. Сотни шедевров были уничтожены. Та же Александрийская библиотека во многом была добита христианскими фанатиками. Но, тем не менее, до сегодняшнего дня сохранились многие шедевры греческой науки и мысли. Это означает, что все это было в античном мире в таком избытке, что никакие попытки уничтожения, не могли быть осуществлены до полного конца. А если от древних иранцев ничего нет, то это означает, что никакой серьезной науки у них и не было. Вернее осталось пара трактатов, да и те в оригинале не сохранились.

Иранофил: Александра даже упрекали в том, что он пренебрегает македонскими обычаями, в пользу персидских. Ведь он после победы начал носить персидскую одежду. Может это означает, что материальная культура персов была выше культуры греков? Вы же не станете одевать одежду, которая хуже вашей.

А. А.: Это и погубило Александра, а не возвеличило его. Пока он был македонянином, он был велик. А, став персом, он деградировал.

И сейчас этой роскоши полно в арабских странах Персидского залива. И что это дает остальному миру? Ничего. А вот маленькие японцы, освоившие электронику, переворачивают весь мир, без всякой роскоши.

Поэтому одежда это не достижение. Все что-то носили. Где наука и философия древнего Ирана, где имена, где достижения? Вот достижения эллинистической культуры. Покажите мне там, хотя бы одного перса или хоть что-то связанное с персидской уникальностью. Вот несколько цитат:

- «Для записи фарси используется персидский алфавит на основе арабского письма, дополненного несколькими знаками для звуков, отсутствующих в арабском языке. В словаре большое количество арабских заимствований . Арабский язык пришёл в Иран в 7 веке в результате арабского завоевания» [1].

- Даже упомянутая мной бехистунская клинопись повторяет аккадское письмо. То есть оно не уникальное и не принадлежит собственно персам. « Буквенно-силлабическое письмо графически сходно с клинописным слоговым аккадским , однако считается, что древнеперсидская клинопись оригинального происхождения (хотя по сравнению с аккадской или эламской клинописью древнеперсидская - самая молодая)» [2].

- У персов даже не было сколько-нибудь развитого письма. Куда без этого заниматься наукой? « За многие столетия арамейское письмо, использовавшееся для записей на древнеперсидском языке, преобразовалось в пехлевийское письмо с неразвитым и неудобным алфавитом. [3]

Иранофил: В литературе написано, что до исламское прошлое Ирана повлияло на его дальнейшее развитие [4]. Там ни слова о том, что арабы "принесли цивилизацию" в Иран.

А. А.: В приведенной вами ссылке нет научных ссылок, а также нет ответов на те вопросы, которые я расставил. В статье говорится опять-таки о Маздаке и Мани. Но ведь они мистики, а не деятели науки. Я же, с самого начала говорил, что от Ирана мне известны имена только основателей религиозных сект. Но ведь религия - это не наука.

Иранофил: Иранцы раньше греков пришли к единобожию. Зороастризм изначально был религией единобожия.

А. А.: Во-первых, приход к единобожию не всегда является показателем прогресса народа. Вот, японцы до сегодняшнего дня не пришли к единобожию, но опередили в развитии любую, самую единобожную мусульманскую страну, да и христианскую тоже.

Во-вторых, зороастризм не является монотеистической религий. И нет у меня фактов того, что он таковым являлся в древности.

Иранофил: Почему Вы скидываете со счетов пехлевийский алфавит? Алфавит был, и были тексты. Возможно для вас то, что писали греки, более ценнее. Но не считаться с тем, что у иранцев был алфавит неправильно. Сами греки свой алфавит переняли у финикийцев.

А. А.: И пусть переняли, это не принципиально. А на пехлевийском алфавите были написаны только религиозные зороастрийские тексты. Это письмо было неразвитое и не могло обширно применяться для других целей. Вот и подумайте, как может быть передовой нация, если у нее даже не было нормального алфавита. Как же было творить шедевры науки?

Иранофил: Вот тексты, сохранившиеся на среднеперсидском языке :

"Дадестан-и меног-и храд" (Суждения Духа разума);

"Бундахишн" (Сотворение основы);

"Шайаст-на-шайаст" (Дозволенное - недозволенное);

"Чим-и дрон" (Значение дрона);

"Андарз-и данаг-мард" (Наставление Мудреца);

"Хвешкарих-и редаган" (Обязанности детей);

"Повесть о Йойште Фрияне";

"Айадгар-и Зареран" (Сказание о Зарере);

"Чатранг-намаг" (Книга о шахматах);

"Чудеса и достопримечательности Систана (Сагестана)";

"О явлении Вахрама Варзованда (Могущественного)";

"Арда Вираз намаг" (Книга о праведном Виразе);

"Драишн-и Ахриман о диван" (Наставление Ахримана дэвам). [5]

А. А.: Все эти тексты не Сасанидского периода, а были написаны зороастрийцами гораздо позднее – уже в исламский период. Это раз. А во-вторых, я же написал, что помимо религиозных текстов почти ничего на этом алфавите нет. Иранские культы заполонили весь античный мир и ничего хорошего никому не принесли. Хотя бы посмотрите на историю манихейства.

В то же время, есть несколько старых персидских исторических документов, но они все относятся к самому позднему периоду эпохи Сасанидов, непосредственно перед их падением. Очевидно, в это время, в Иране только начиналось стремление к изучению наук. Вот цитата: «В последний период правления Сасанидов возникли и исторические сочинения, которые назывались «Хвадай-намак» («Книги владык»). В оригинале они не дошли, но их содержание пересказывали ранние арабские историки (Табари, Хамза ал-Исфагани и др.), в свою очередь пользовавшиеся арабским переводом Ибн Мукаффы» [6].

Но, есть некоторые слабые моменты. В основном, они не сохранились в оригиналах, а только в арабских переводах, и их очень мало. Не сравнить с греческим арсеналом. Позднее написание этих исторических книг означает то, что их авторы не были современниками и свидетелями различных событий, описываемых там, а просто написали то, что передала народная традиция. А народная традиция очень ненадежна. Народу свойственно придумывать сказки.
Таким образом, мое утверждение об отсутствии науки у персов остается в силе для всей эпохи Ахеменидов и почти всей эпохи Сасанидов, за исключением позднего периода. Даже такое эпохальное событие, как греко-персидские войны, не были описаны ни одним персом. А пара книг позднего периода говорит о том, что науки в Иране только-только начинали зарождаться накануне мусульманского завоевания. Но настоящее развитие началось только в исламский период.

ester-13
Бехистунская скала

Яшта (28.1)
Фрагмент из «Авесты»

Иранофил: Ведь гуманизм тоже проистекает от культуры. Персы после завоевания Вавилона не стали расправляться с местным населением, а предоставили всем свободу вероисповедания. Евреев они вызволили из плена и позволили переселиться, как на свою родину, так и в Иран, где их потомки живут по сей день. А греческая демократия и парламентаризм распространялись лишь на свободных граждан, а не на всех людей.

А. А.: Все дело в том, что высказанное вами относится к моральной стороне вопроса. Это все-таки относительная вещь. Вы совершенно верно сказали, что были периоды гуманизма, как в истории с возвращением евреев из плена. Но, в то же время, в персидской империи царила и тирания, несправедливость, суровое угнетение завоеванных народов. Все это положило начало Ионийскому восстанию греков Малой Азии, с которой и собственно началась греко-персидская война. Обратите внимание на эту цитату об истории Ирана: «В то же время обширная монархия скрывала в себе зародыши внутреннего разложения, так как не была стройным целым: её могущество в значительной степени обусловливалось личностью царя, перед которым все были рабами. Лишь грубая сила удерживала в повиновении многочисленные, ничем между собой не связанные покорённые народы. Войско ужасало лишь своим количеством: качество его было сомнительно, дисциплина хромала. В итоге победа осталась за маленькой Грецией потому, что она была несравненно выше персов по нравственному и умственному развитию. Греческое военное искусство, несомненно, было выше персидского, греки были лучше вооружены, а главное — были воодушевлены патриотизмом» [7] .

Иранофил: Никто ведь не говорит, что персидское государство было идеальным. Любое государство, тем более такая империя, проходит в своем развитии разные этапы, в том числе и этап разложения. Просто я не согласен с точкой зрения, что все хорошее в Персии наступило после ее завоевания арабами. А против греческой философии и мыслителей, естественно, у меня ничего нет, даже наоборот.

А. А.: Что касается того все ли хорошее связано в Персии с приходом Ислама, то и это относительно. Да, в науках, искусстве и т.д. иранцы прогрессировали. Можно поспорить, благодаря Исламу или, как Вы говорили, вопреки ему. Но даже если вопреки, то все равно роль Ислама остается, хотя бы в качестве протестного детонатора этого прогресса. Но, в одном персы от Ислама проиграли. Они на 1000 лет потеряли свою государственность. Теперь что лучше, а что хуже - дело вкуса.

Иранофил: Один очень существенный нюанс: не вопреки Исламу, а вопреки арабам. Расцвета персидской культуры в исламский период никто не отрицает. Это было бы крайне глупо. Но этот расцвет произошел не благодаря арабам. Ислам в Персии пал на благодатную почву, и потому приобрел там характеристики, совершенно не свойственные для арабов пустыни. Центры арабской цивилизации - Дамаск, Багдад, Кордова, Гранада - стали таковыми благодаря влиянию с других народов.

А. А.: Да, это бесспорно. Именно синтез новой исламской (а не арабской) цивилизации с местными традициями дал прекрасную культуру средневекового мусульманского мира. Кстати, и арабов это касается в такой же степени. Например, до Ислама немыслимо было бы, чтобы среди них появились такие мыслители мирового значения, как Аверроэс или Аль-Кинди. Они, конечно, тоже опирались на греческую философию. Но и среди арабов полуострова также был некоторый расцвет наук. Например, в Мекке и Медине зародилась очень своеобразная мусульманская правовая богословская школа. Она называлась хиджазской. Оттуда вышел Малик ибн Анас.

Итак, давайте подведем итог нашему разговору . Разумеется, что Персия была крупнейшей империей на Среднем В остоке. Безусловно, там культура была, но нельзя сказать, что она превосходила греческую или римскую. Архитектура и искусство были не настолько развитыми, как, например, у вавилонян, египтян или греков. Военное искусство, разумеется, было. Хотя потом выяснилось, что оно уступает греческому строю, а потом и македонской фаланге. Ну а культы - это вообще не достижение, скорее показатель суеверия и отсталости.

Бесспорно то, что в Иране не были развиты науки, философия, персы не знали демократии (пусть даже рабовладельческой), в отличие от греков.

Поэтому вывод о том, что иранцы стали действительно великими лишь после исламизации верен, за единственным исключением – в это время, на протяжении почти 1000 лет, у них не было своей государственности, которую в 16 веке снова воссоздали для них тюрки (Сефевиды). А во всем остальном они преуспели больше, чем до Ислама.

___________________________

1. Персидский язык // Энциклопедия «Википедия»

2. Древнеперсидское письмо. // Энциклопедия «Кругосвет». http://www.krugosvet.ru/articles/80/1008086/print.htm

3. Персия. Древняя цивилизация // Энциклопедия «Кругосвет». http://www.krugosvet.ru/articles/43/1004398/1004398a5.htm

4. The Iranian Past and its Interpretation: Pre-Islamic Iran http://www.uwmc.uwc.edu/geography/110/Shah's%20inauguration.htm

5. http://avesta.isatr.org/pehlev.htm

6. Всемирная история // Иран при Сасанидах. http://www.world-history.ru/countries_about/1985.html

7. Греко-персидские войны // Энциклопедия «Википедия».