О состоянии души, аскетизме и Законе

January 21st, 2010      

Христианин: В дискуссиях мусульмане часто ссылаются на то, что ислам требует юридического исполнения правил и за это последует столь же юридическое награждение исполняющих. При этом состояние души человека оказывается делом второстепенным. Желательным, но не главным.      

А. А.: Состояние души? И вы считаете это основанием для жизни индивидуума,  общества, государства. Собственно говоря, "состояние души" - это вообще ничто. Это в лучшем случае какие-то необъяснимые личные фантазии, предрасположенности каждого человека. И как на такой неконкретной категории существовать человечеству? Это же только удел аскетов, монахов.  
В Исламе же предлагается другой вариант. Это четкий закон, который обязан исполнять каждый верующий. Но при исполнении закона мусульманину нужно это делать с душой, с поминанием Бога. Но если души нет, то и не надо. Исполни закон и хватит. Самое главное, чтобы в обществе была законность, и люди не вредили другим людям, стране. А есть у них душа или нет, неважно. Не у всех людей есть духовность, но закон обязаны исполнять все.    

Христианин: Собственно говоря, наше "Я" - это и есть состояние нашей души.  

А. А.: В связи с тем, что состояние души сформулировать невозможно, оно является абстрактной категорией. Ваше "Я" для Вас самого, а мое для меня. Какое мне дело до Вашего "Я"? И так все остальные люди.    

Христианин: Общество и государство к Богу не имеют прямого отношения. Это наши собственные земные структуры.      

А. А.: Который раз я вижу у моих христианских собеседников отход от монотеистических принципов. Хотя еще у Августина град Божий и град земной. Вы таки не сумели уйти от августиновского дуализма. Вы на всякий случай учтите, что Августин пришел в Христианство из манихейства. А манихейство дуалистическая и гностическая система. Поэтому у него эти противопоставления.  Но как много последователей Христианства находится в этом дуализме…    

Христианин: Бог не принимает нас к Себе обществами и государствами.      

А. А.: Но личность формируется во взаимодействии с обществом. Ведь человек существо общественное. И на его духовность и состояние души общество влияет. А раз влияет, то это отражается на его эсхатологии и, следовательно, это имеет прямое отношение к религии.    
И потом, закон отражает чаяния и самого человека, вне общества. Ведь должен же человек знать как ему жить, как поступать в разных ситуациях так, чтобы не вызвать гнева Божьего. Наконец закон нужен для служения Богу, так как, не зная как Ему служить, когда исполнять молитвы, когда и как поститься и т.д., он не сможет исповедовать религию так, как ему ее ниспослал Бог.      

Христианин: Аскеты и монахи тоже люди. Раз это доступно им, значит это должно быть доступно и нам. Монахов единицы, но они показывают остальным людям, к чему надо стремиться. Ведь к Богу идут не толпами, а "поштучно". Бог выбирает из многих тех, кто пригоден для Него.      

А. А.: Практика показывает, что аскетизм удел лишь единиц. Нужно жить полноценной жизнью в гармонии с самим собой, миром и Богом. Вот к этому надо стремиться, а не аскетизму.    
Если все обстоит так, как вы говорите, то Бог лишен милости к человечеству. Создав такое разнообразие людей, характеров, социальных слоев и т.д. Он почему-то предпочитает лишь аскетов?  
Милость и справедливость Божья охватывает всех людей. И, несомненно, толпы людей будут в раю. И эти толпы будут из обычных людей. В том числе и глубоко грешных. Достаточно для этого признать Бога и поступать по Его закону.      

Христианин: Но аскет показывает нам своим личным примером то, каким должен быть Божий человек

А. А.: Согласен, что личный пример вещь хорошая. Но есть опасность того, что аскет станет свои личные ощущения выдавать за откровение Бога. Поэтому первейшим условием для него должно быть соблюдение Закона Божьего. Так что как ни крути, как ни верти, без Закона и аскетизма не получается.

Христианин: По законам живут даже язычники.  

А. А.: Законы язычников не построены на законе Божьем.