Беседа со студенткой о морали и нравственности

 

Айдын Али-Заде (А. А.): В настоящее время самой большой проблемой является отсутствие морального кодекса и поведенческих норм для нации, каждого отдельно взятого человека, молодежи. Все пущено на самотек. Практически никакой работы в этом направлении не ведется, почти не преподаются предметы в школах, вузах. Повсюду пропаганда потребительского образа жизни, сиюминутного успеха, «успешных» людей. СМИ по большей части показывают празднества, застолья, танцы, песни, музыкальные фестивали, сплетни. Нет по нашему телевидению ни одного культурного, научного, познавательного телеканала. Почти нет интеллектуальных передач. И что дальше будет с народом через какое-то десятилетие?

Студентка (С.): Уроки нравственности? Что за бред? Нравственность невозможно привить, она или есть, или ее нет.

А. А.: Вот видите, вы даже не имеете представления о том, что существуют вполне конкретные понятия морали, нравственности, эстетики. Но спешите объявлять бредом все, что не вписывается в ваши понятия. Но мне это понятно. Откуда вам это знать, если всего этого не пропагандируется и вообще об этом не говорится. А на самом деле есть конкретные дисциплины и определения. Вот они:

Мораль — один из основных способов нормативной регуляции действий человека. Мораль охватывает нравственные взгляды и чувства, жизненные ориентации и принципы, цели и мотивы поступков и отношений, проводя границу между добром и злом, совестливостью и бессовестностью, честью и бесчестием, справедливостью и несправедливостью, нормой и ненормальностью, милосердием и жестокостью и т. д.

Этика - учение о морали, ее сущности, структуре, функциях, законах, ее историческом развитии и роли в общественной жизни.

Эти понятия нужно по мере сил вводить в сознание людей.

С.: В школах проходят какие-то предметы об основах этики, но все это в зачаточном состоянии. Но так оно и должно быть. О чем можно говорить школьникам в рамках этого предмета целых 11 лет, да еще и в вузе? Ну, прошло несколько уроков и хватит.

А. А.: Вот именно, если и проходят, то всего несколько часов, да и то больше о семейной жизни, а не о поведении в обществе. Нет даже фундаментальных школьных учебников по этике. Это большая наука и у нее много разделов. В принципе можно их проходить на протяжении нескольких лет в школе и в вузах. Только надо разработать соответствующие программы. Причем надо разрабатывать их с учетом нашего национального сознания и традиций.

Но дело не ограничивается лишь этим. Нужно создавать телеканалы, интернет-сайты, радиоканалы и другие СМИ, посвященные истории, естествознанию, национальным ценностям, воспитанию патриотизма нации и т.д. А песни, танцы, шоу, застолья и сплетни пусть остаются, как были. Главное - создать альтернативу этому. А дальше - личное дело каждого человека. Что он пожелает, то и будет смотреть, слушать и читать. Но в настоящее время альтернативы почти нет. И это приводит к падению культурного и интеллектуального уровня нации.

С.: Есть сколько угодно примеров, когда родители со своими понятиями и моральными установками калечат жизнь своих детей. Не нужна такая мораль, пусть дети сами подрастут и выберут то, что им нужно.

А. А.: Вот именно, пусть выберут. Но в настоящее время выбора нет. Только однобокий крен в сторону шоу, попсы и танцулек. Где же выбор? Да и говорил я не о родительской морали, которая, как вы сказали, порой может давить на ребенка и ущемлять его, а о морали общественной. Просто у нации должны быть четкие моральные принципы, которые должны пропагандироваться среди граждан и на которых должна воспитываться молодежь.

Необходимо дать общие понятия о приличии и хамстве, хорошем и дурном, порядочности и пошлости и т.д. Главная цель - не вредить окружающим людям. Моральные запреты нужно черпать из общечеловеческих ценностей: не укради, не убей, не прелюбодействуй. Их буквально 2-3.

То есть, не вредить окружающим, соблюдать извечные заповеди и есть основа морали. На этих извечных принципах нужно создавать моральные и идейные принципы народа. 

С.: Тогда государство станет навязывать какую-то мораль своим гражданам. Но это недопустимо. Мораль нельзя навязывать. Человек должен быть свободен в выборе...

А. А.: Но человек, все равно, часто не свободен в своем выборе почти во всем в своей жизни. Еще от рождения он не выбирает себе семью, рождается помимо своей воли: кто в богатой, а кто в бедной семье, кто в Америке, а кто в Африке. При выборе школы или вуза человек также не свободен, так как зависит от средств. Кто-то богат и идет в элитную школу, а кто-то не может оплатить свое обучение и, несмотря на свои таланты, остается неграмотным. Далее, на работе все вынуждены считаться со своим начальством, по месту жительства - с соседями, в семье - с родителями, в государстве - с законами и т.д. Этот список еще долго можно продолжать.

Так как же получается так, что из всего этого человек не хочет принимать всего лишь несколько моральных правил, которые нужны для его же блага? Во всем мы находимся под принуждением, но в вопросе морали почему-то говорим о навязывании, ограничении свободы. Почему такие двойные стандарты? В конечном итоге ведь страдаем сами. Деморализованный народ обречен на поражения, унижения и исчезновение. Даже самые могущественные народы, как ассирийцы или римляне исчезли в результате морального разложения. И сегодня эти процессы продолжаются в среде «развитых» народов, где идет депопуляция. Не нужно брать пример с них только потому, что так принято в «развитых» странах. Ведь «развитие» сегодня есть, а завтра может не быть. Сколько таких «развитых» обществ видела история... Где они сейчас? А деморализация приведет нас самих к гибели.

С.: Какое мне дело до Рима, Ассирии. Да и сегодняшний мир мне безразличен. Я живу своей жизнью и хочу быть максимально свободной. Да, много есть того, в чем меня ограничивают. Но хотя бы в своей личной жизни хочу быть свободной. А такие как вы и это хотите отобрать.

А. А.: Согласитесь, что ведь действительно вреда от воровства, хамства, прелюбодейства много. Разве это нуждается в комментариях? И осознание этого для вас благо, ведь это несомненно. Будьте свободны, но имейте представление о нравственности, о добродетелях и прочих моральных качествах. Ведь все это нужно вам самим. Утратив их, вы сами пострадаете.

Только многие этого не понимают. А потом, когда их собственные дела и поступки уничтожают их самих, они вопрошают о том, почему они оказались в этом состоянии? Но на самом деле это плоды их собственных деяний. Следовательно, нужно максимально стремиться преградить пути, которые в конечном итоге могут привести к порокам.

Но опять-таки, я признаю то, что аморальность тоже имеет право на существование, но, в то же время, должна быть и контрпропаганда против этого. А если противодействия нет, то порок быстро распространяется, так как человек склонен к именно к пороку. Ведь порок очень доступен и прост, а добродетель нужно еще в себе воспитать. Для обретения добродетели нужно много трудиться, а порок прост. Но он приводит к падению личности.

С.: И что вы предлагаете? В конечном итоге мы все должны одеть паранджу?

А. А.: Наш разговор не об одежде, а о понятии морали. Нужно иметь мораль: религиозную или светскую – какая разница? Лишь бы мораль была, и человек знал о том, что такое нравственное и возвышенное, а что такое пошлое и аморальное. Вот этого различения многие не знают. Для того чтобы знали нужно предпринять действенные шаги на самом высоком уровне, так как это общенациональное дело и от этого зависит будущее народа. А что касается одежды, то нужно одеваться тоже в рамках этой морали.

С.: Я вообще-то в Бога верю, и не выступаю против религиозных заповедей. Но мы должны к ним сами приходить в процессе своей жизни, познавая окружающий мир. И не нужно пугать нас небесной карой.

А. А.: Бог не пугало и никого не запугивает. Он лишь предупреждает людей о плохом конце. И мы это видим. Вред от аморальности налицо: падение рождаемости и депопуляция, болезни, личные трагедии, нравственное падение личности и общества и многое другое этому пример. И я не религию проповедую. Кто хочет, пусть остается безрелигиозным или атеистом, но в этом случае нужно иметь хотя бы светскую мораль.

С.: В конечном итоге все сказанное вами приведет к конкретной идеологии. Но идеология - это самый отвратительный источник страданий!

А. А.: На самом деле в этом мире рулит вполне конкретная идеология. Отсутствие морали в обществе явно кем-то поддерживается, и отсутствие понятий о нравственности вырабатывает вполне конкретную психологию человека и общества. Людей фактически призывают отбросить все нравственные принципы и последовать лишь побуждениям страстей. То есть, этим стимулируются низменные устремления человеческой души, ибо все низменное легко. Ведь манипулировать безыдейными и нравственно опущенными людьми легко.

Вы, на самом деле, жертва конкретной идеологии, только не понимаете этого. И вы не свободны от идеологии. Я же вам предлагаю обрести саму себя, а не идти на поводу идеологов этого мира, для которых вы лишь винтик для достижения их целей.