Тюрками ли были албанцы?  

10 декабря 2011 г .  

Журналист Ризван Гусейнов (Р. Г.): Албанцы (речь идет о Кавказской Албании, которая до арабского завоевания 7 века находилась на территории современного Азербайджана) также являются частью великого тюркского этноса и обладали государством тогда когда еще сельджуков как конгломеранта не существовало вообще.  

Айдын Ализаде (А. А.): А кто вообще-то сказал, что албаны были тюрками? Это даже не за уши, а за ноги притянутое утверждение, которое ни в какие научные рамки не лезет. Нет никакого реального свидетельства о тюркоязычности албан. Сохранились их записи и они есть в мировых музеях. Там язык явно не тюркский. Это вам не Орхоно-Енисей. Грузинский ученый Заза Алексидзе расшифровал их на основе удинского. Наберите в Гугле. Там много информации об этом. Теперь идите и спросите у удин тюрки ли они? Вопрос риторический. И самое главное, не понимаю, зачем нам нужно быть албанами? Если мы претендуем на этот несостоявшийся народ, то и сами будем несостоявшимися. Из упаднической вещи ничего стоящего не сделаешь.  

Р. Г.: Айдын муаллим есть уйма археологических доказательств, найденных в 1950-ые годы в Мингечауре и других регионах...там были найдены шамданы, предметы религиозного культа на которых на чистом тюркском языке написаны албанскими буквами молитвы и обереги...  

А. А.:
Даже если предположить, что несколько племен из них были тюрскими, то во первых, они не были государствообразующей нацией. А во вторых, это могли быть только хазары-кыпчаки. А они к нам прямого отношения не имеют. Мы потомки огузов, а не кыпчаков. Об этом есть железобетонный довод - современный азербайджанский язык. А огузы появились тут в массовом количестве только с сельджуками.  

Р. Г.: В Матенадаране хранится немало армянских и албанских рукописей написанных на тюркском, к тому же азери.  

А. А.: В Матенадаране могут быть надписи позднего периода. Тогда все писали на тюркском и их Саят Нова тоже. Я же вам говорю о доарабском периоде.  

Р. Г.: Айдын муаллим, просто у вас своя установка и вы готовы на все чтобы ее защищать. Я еще раз напоминаю что эти надписи были не на кыпчакском диалекте а на языке огузских племен.  
Я сам видел в Нагорном Карабахе в местечке Наргизтепе могилы и изображения возрастом свыше 2000-2500 лет ..там похоронены тюркские хаканы и если у вас есть желание могу дать ссылку на мой репортаж и фото оттуда.  

А. А.: Ну и где они, кто их расшифровал? У вас есть что-то конкретное по этому поводу? и есть ли у вас доказательства того. что это не надписи албан уже сельджукского периода, когда им был известен огузский?  

Р. Г.:  На могилах изображены конные всадники , лук и количества стрел указывающие на число племен подчиненных этому правителю.  

А. А.: А что, стрелы и лук, кони и всадники были только у тюрок? Я не понял, как это указывает на тюркство. Кони, всадники, лук, стрелы были у всех народов. Это не аргумент.  

Ренат Джафаров (Р. Д.): А какие критерии? По чему определять тюркство?  

А. А.: Ренат, это ваша проблема это доказать так, чтобы не возникло вопросов. А пока ваши аргументы относительно лука и коня, просто смехотворны.  

Р. Д.: Я не выставлял аргументов, Айдын-бей. Нету у меня на это достаточно знаний. Мне интересно узнать. Какими критериями определять? Ваши мысли об этом?  

А. А.: Это должно быть что-то неоспоримое. Например никто же не оспорит то, что Орхоно-Енисейские письмена тюркские. Ведь любой человек может пойти и сам в этом убедиться. Надписи расшифрованы. Они 100% тюркские. Это не вызывает сомнений. Вот давайте что-то такое.  

Р. Г.:  Вот фото с этих могил в Наргизтепе.

А. А.: А что ваши фото? Там ничего о тюркстве нет. Эти камни ничего не тдоказывают. А надгробия вообще арабской вязью. Это уже исламский период.  

Р. Г.:  Айдын муаллим сразу видно что вы не специалист в этой области.  

А. А.: Короче говоря, все это не факты, а лишь предпочтения. Пока вы не представите 100% доказательства подобно орхоно-енисейским письменам. вы ничего не сумеете доказать даже мне, а не то что мировой науке.  

Р. Г.:  Там уйма доказательств просто или вы внимательно не смотрите или же вам это НЕ НУЖНО.  

А. А.: А что конкретно? Это общие слова. Доказывающий обязан представить полные доказательства. Как это ты не видишь то, что я там показал? Это не серьезно.  

Р. Г.:  Вы можете о чем то кроме орхон-енисейских надписей говорить Айдын бей?..есть еще одно кладбище на границе с Арменией в селе Саратовка, у меня около ста фото оттуда, который подтверждают мысль о том что тюрки-христиане с албанской письменностью жили там около 2000 лет назад.  

А. А.: Дорогой, а как вы возраст-то определили - 2000 лет! Откуда такая уверенность?
Доказательства и факты должны быть конкретными и не вызывающими вопросов. На то они и факты. например, Колизей это римский памятник. В этом никаких сомнений быть ни у кого не может. Вот давайте нечто такое и какие могут быть возражения?
Но когда мне говорят, что там есть лук и стрелы, а потом дают фото надгробий исламского периода и ничего не означающие камни, то у меня возникают весьма справедливые вопросы, которые я выше озвучил. Есть как минимум одно расшифрованное албанское письмо. И ключ к расшифровке был удинский, а не тюркский. Вот это ФАКТ. А остальное - конь, стрелы - это просто фантазии.  

Р. Г.:  Это не факт а то что вы прочли..фактов много Айдын бей, но они вам как я понял совсем не нужны и опасны для вашей концепции.  

А. А.: А мне Ризван бей, никакой концепции опасаться не нужно. Я объективный человек. Верю фактам, но не домыслам, гипотезам и т.д. есть факт, давайте. Как мне не признать факт, если он факт. Но в том и дело, что вами ни одного факта выложено не было. Я не признаю понятие патриотической истории, патриотической науки. есть история и наука. Они не могут быть патриотичными. Или ты в науке, или в патриотизме. Нет контактов между этими понятиями. Что будет делать "патриотичный" историк, если он встретит очевидный факт, противоречащий его патриотизму? Будет врать или замалчивать. Но разве это по совести или по научному? Это вне научная категория. Мы много критикуем армян, но по сути делаем то же самое, что они. Вот этого я принять не могу.  

Р. Г.:  Айдын муаллим я не удивлюсь если ваши последователи и ученики в будущем сдадут и сельджуков только потому что это тогда будет "не модно" :)) я интересуюсь историей моего народа и Родины а не рассказами про племена и общины в разные периоды правившие или существовавшие.. они все являются элементами культурно-исторической мозаики моего великого народа..вот в чем разница между нашими с вами подходом и мировоззрением... буду рад если вы шире посмотрите на окружающий мир, а не только через сельджукские или орхон-енисейские очки..  

А. А.: Ризван, наш разговор зашел в тупик. Пока вы ничего не доказали. Ни одного факта представлено не было. А мои утверждения о моем тюркстве основаны на фактах. Я знаю свой тюркский кочевой род. И я говорю на огузском языке. Это железобетонные аргументы. Поэтому я буду ждать от вас весомых фактических материалов. Как представите, так и с согласием не будет проблем. Ведь я не идеологию строю, а правду ищу. Мне все равно соответствует правда сиюминутным патриотическим интересам или нет. Я не идеологический человек.



----------------------------------