Об «арабизации» российских мусульман

Христианин: Мне знакомые мусульмане из муфтиятов говорили, что сейчас идет процесс арабизации российских мусульман. Ведется политика, направленная на забвение вековых традиций, захватываются мечети, нарастает противостояние между традиционными мусульманами и «новыми».

Мусульманин: Муфтияты и их политика являются плодом царской администрации екатерининских времен. Но геополитическая картина мира меняется. То, что являлось традиционным и актуальным столетия назад, сегодня, будет кардинально изменено в силу своего несоответствия духу времени. А издержки роста будут всегда.

А. А.: Совершенно верно, муфтияты, конечно же, не соответствуют современным реалиям. Но все же, под вывеской Ислама идет навязывание арабских традиций, арабского мышления. Это скрытый арабский национализм, проталкиваемый под религиозными вывесками. Скрупулезное и буквальное следование Сунне, которое пропагандируется "оппозицией" муфтиятам есть неестественная попытка внедрить арабские порядки остальным народам. К сожалению многие этого не понимают. Ислам на самом деле должен приспособиться к местным реалиям и соответствовать традициям данной местности. Внедрение арабизма под вывеской Сунны приводит, с одной стороны, к противостоянию в обществе, конфликтам. А с другой, к падению авторитета Ислама и мусульман в глазах подавляющего большинства других граждан наших стран. Фактически "арабизированные" группы становятся сектами и там зарождается питательная среда для радикализма и даже террора.
Муфтияты устарели, а арабизация под вывесками Ислама ведет к катастрофе. Тем более что сами арабы ничего серьезного в современном мире не добились. Что их мышление или образ жизни может дать нам? Поэтому нужно вести просветительскую политику, укреплять законодательную базу. А в качестве идеологии нужно вводить умеренный светский национализм. Религия же должна быть только элементом культуры в рамках светской национальной идеи. Без этих мер противостояние в обществе неизбежно. Печальный пример Северного Кавказа перед нашими глазами.

Мусульманин: Я думаю, что на самом деле салафизм и неприятие молодежью традиционных школ, как правовых, так и вероучительных, вызваны не в последнюю очередь недовольством неконкурентоспособными муфтиятами.

А. А.: Правильно. Необходима реформа самой структуры доставшихся в наследство от Российской империи мусульманских структур. Эти муфтияты были созданы по православной схеме. Во главе стоит муфтий (по аналогии с епископом), а дальше различные отделения, с чиновничьим аппаратом. Сейчас, на мой взгляд, надо пойти по другой схеме. Нужно упразднить все муфтияты, подчинить все мусульманские организации государственным органам, создать министерство по делам Ислама. Ввести новый пакет законов для этого и ужесточить правовую базу. Главной целью должно быть безусловное подчинение всех религиозных организаций законам страны. Деятельность всех организаций, которые не проходят регистрацию и не подчиняются законам объявить незаконной. Принцип отделения религии от государства должен быть пересмотрен. Религия должна быть подчинена государственным органам и управляться ими.
То есть, большой ошибкой является попытка создания "хорошего" Ислама против "радикального". К чему это привело видно на примере Дагестана. Это только усилило противостояние между мусульманскими группами. Нужно подчинить все религиозные структуры государству и обязать всех подчиняться законам.

Христианин2: Ислам просто не может быть русским или китайским. Конечно, могут быть русские мусульмане или китайские, но в своей основе Ислам как был арабским, так им и будет. Он просто не способен быть другим.

А. А.: Арабский язык в Исламе обязателен только в богослужении, как в католичестве. Если исповедующие католичество от использования латинского языка не стали латинянами, так же и мусульмане-неарабы арабами не становятся. Кроме официальных богослужений вся остальная жизнь проходит на национальных языках. Современные же «новые» проповедники же под видом исполнения Сунны пытаются провести арабские национальные традиции в среду других народов. Конечно же, это не даст положительных результатов. Другие народы арабами все равно не станут. Но противостояние в обществе между религиозными сектами и всеми остальными от этого нарастать может.

Христианка: Но ведь, сколько в языках мусульманских народов арабских слов!

А. А.: В любом языке много иноязычных слов. В русском много тюркских, а в английском латинских слов. Но от этого русские с англичанами не стали тюрками и латинянами. Также и в нашем случае. Да, арабских слов много. Но и у арабов есть перешедшие слова из других языков.