О необходимости татарских мифов

11 июня 2013 года

Раис Сулейманов (Р. С.): "О фальсификации 1000-летия Казани пишут даже в путеводителях по Казани, но местные национал-историки продолжают заниматься сочинительством: выдумывают для местных руководителей родословные от самого Чингисхана. А попытка изобразить Волжскую Булгарию как уникальную булгарскую цивилизацию, якобы стоящую в одном ряду с римской, египетской или китайской цивилизациями.

Айдын Ализаде (А. А.): Вся мировая история построена на мифах. Почему бы не создать татарам свой миф? Надо создавать мифы, а потом пытаться их сделать реальностью. Все это делают, все государства, империи, наука, техника - рождались через мифы. Мифы предтеча великой философии! Да будет татарский миф! Чем он хуже русского, армянского, еврейского?

Р. С.: Ничем, он тоже миф. Но так и давайте это называть мифотворчеством, а не наукой.

А. А.: Давайте. Разумеется, что мифы это не наука. Но дело в том, что сами науки рождаются через мифы. А часто научные теории бывают с мифическими уклонами. Так что без мифов никуда. Но самое главное это реализация мифа. Вот тот, кто сумеет реализовать миф и сделать его реальностью, тот и бывает успешен. Поэтому татарам не нужно стыдиться мифов, ибо они есть везде и во всем. Надо реализовать мифы. Вот это самое сложное.

Р. С.: Татарам все-таки надо развивать науку, а не мифотворчество, тем более имеющее ярко выраженный антироссийский и характер. И тогда все будет хорошо.

А. А.: Татарам виднее, что делать со своими мифами. Я просто говорю, что само по себе мифотворчество вещь вполне нормальная. Вот государство Израиль. Его никогда в истории не было, ибо нет ни одного свидетельства истории того, что существовало царство Соломона и Давида. Ни один ассирийский, египетский, вавилонский источник его не упоминает. Не найдено ничего в археологии, что бы подкрепляло это. Но евреи сделали национально-религиозный миф таким общепризнанным, что никто в этом не сомневается. И государство создали на мифах. Так что не приуменьшайте мифы.

Р. С.: Айдын, вот я - татарин, и мне странно слышать от Вас, азербайджанского ученого, оправдания фальсификаций и мифотворчества. Мы, видимо, по-разному понимаем предназначение науки. Тем более, я не могу понять, когда лженауку начинают защищать и оправдывать из корыстных политических дивидендов.
Придумывать мифы можно всем, только не надо это считать наукой. Надо их так и называть - мифотворчество и фальсификация. Зачем это именовать наукой?

А. А.: Как видите я разделяю науку от мифологии. Просто говорю о том, что мифы всегда есть у всех. Кстати, моя сфера это философия, а не наука. Поэтому к мифам отношусь терпимо, как к предтече философии.

Р. С.: Я не спорю, что мифы есть всегда и у всех. Просто в этой статье говорится о том, что в Татарстане мифотворчество будут продолжать именовать наукой.

А. А.: Ну если вы об этом, то здесь возражений нет. Наука есть наука. Но и мифы должны быть, хотя бы параллельно.
Кстати Раис в исторической науке мифотворчество присутствует. Любая научная теория выстраивается в цепочку последовательных событий и трактовок не только по фактам, но и по гипотезам. Поэтому в такой системе миф тоже присутствует.
И еще, мифотворчество необходимо любому народу, который претендует на то, чтобы занять свое место в мире. Тем более оно должно быть у народа, который имеет государственность. Посмотрите сколько мифов у русских, которые приняли околонаучную окраску. Для чего? Для создания идеологии, чувства имперскости. Ну татары имеют хоть и малую (в пределах России) государственность. А раз так, то разумеется они будут стараться "расширяться".

Р. С.: А гипотеза и миф - это одно и тоже?

А. А.: Трактовки истории Во многом носят не фактический, а гипотетический характер. А если так, то они уже принимают мифологический оттенок. Ибо миф это не сказка. В основе его лежит реальность, просто заросшая трактовками.

Р. С.: Мифотворчество может быть оправдано, если оно способствует консолидации страны. Что делать, если мифотворчество ведет к сепаратизму?

А. А.: Да, миф должен быть оправданным и целесообразным. Тем более он не должен быть откровенно глупым. Глупые мифы не выходят за пределы бытовщины. А серьезные мифы делают историю. То есть время показывает глупый миф или "серьезный". Это и есть регулятор.