Об ассимиляции малых этносов

2 августа 2013 года

Айдын Ализаде (А. А.): Азербайджанцами же являются все граждане Азербайджана также, как все граждане России являются Россиянами. Азербайджанец это не нация, а государственная принадлежность. Азербайджанцы могут быть представителями разных этносов.

Закир Гасымов (З. Г.): Каждая нация состоит из множества этнических груп, народностей и т.д. В том числе и азербайджанцы, Разве современные турки в Турции только турки? Хватит расчленять единий народ! В данный момент азербайджанская нация находится на стадии формирования, которая сопровождается болезненним процесом ассимилизации. А название азербайджанец лучшее, что может быть и для тюрков и для других народов нашей страны. Каждый из участников этого процесса что-то теряет, но зато составляет единую государствообразующую нацию. Это как в Америке. Никто же не призывает называть американцев англичанами, ирландцами и т.д. не пора ли нам исцелиться от детской болезни этнического нациоланизма?

А. А.: Разумеется. Что может сделать малый этнос? Ничего. Сохраниться? Ради чего? Какие перспективы, что дальше? Поэтому, конечно же, процесс слияния малых этносов в один государствообразующий народ на самом деле полезный процес прежде всего для самих малых этносов. Это необходимо для выживания представителей этого этноса. Тут я часто читаю, что дескать кто-то ассимилирует народы в Азербайджане. Да никто не ассимилирует. Как вы правильно сказали это естественный процесс слияния всех в одно для построения сильного государства и сильной единой нации. Иначе кому нужны разрозненные селения, в каждом из которых представитель одного народа? Они ни на что не могут быть способны, разве что на грабежи. А если их объединить в единый народ, то тогда открываются перспективы выживания, прогресса, построения государства и т.д.

З. Г.: Выход в космополитизме!

А. А.: В какой-то степени. Сохранить этнос просто ради сохранения это глупость. Все нужно для достижения каких-то целей. Цель продвигаться в будущее и быть жизнеспособными и конкурентоспособными. А для этого надо быть сильными. А раз так, то надо думать о выживании, а не о абстракных категориях языка и этноса.
Вот если бы я жил ы Америке, то стал бы американцем. Какой смысл там оставаться собой? Что я от этого заимею? А если в Азербайджане, то значит я азербайджанец. Надо смотреть в будущее и стараться быть впереди, а не зацикливаться на каких-то языках, традициях. Они могут быть полезны только для каких-то целей. А зачем бесцельно их сохранять?

З. Г.: Но ведуший этнос не должен давать повод для обиды...

А. А.: Это тоже правильно. Политика должна строиться так, что бы малые этносы сами были заинтересованы в слиянии в единый народ.
Кстати в Азербайджане этот процесс уже углубился и в принципе уже можно сказать, что слияние во многом произошло. Это положительный результат. Если бы не этот процесс, то эта территория была разделена между Арменией, Грузией и Россией.

З. Г.: Поэтому я говорю, чтьо мы все азербайджанцы и язык наш азербайджанский общий и родной для нас всех.

А. А.: Кстати, тюркский язык был взят за основу языка нашей страны не случайно. Только на тюркском можно было составить основу гос. языка. Языки малых народов были для этого не пригодными. Оставался только русский и тюркский. Но принимать русский было бессмысленно, так как тогда мы просто бы превратились в провинцию России. Поэтому чисто прагматически и должен был быть тюркский.
Короче говоря, ассимиляция это вовсе не отрицательный, а положительный процесс. И прежде всего для выживания и прогресса самих малых этносов.