Размышления о смерти

29.06.09

Смерть всегда находится рядом и в любой момент жизнь может оборваться. Для человека смерть - это составная часть жизни. Жизнь и смерть - оба представляют одно целое, без чего бытие немыслимо. Монтень сказал: «Ваше бытие, которым вы наслаждаетесь, одной своей половиной принадлежит жизни, другой - смерти. В день своего рождения вы в такой же мере начинаете жить, как и умирать». Не думая о смерти, люди как будто пытаются отдалить ее, получить длительную отсрочку. А если человек к тому же и богат, обладает властью, то, не думая о смерти, он создает себе иллюзию бессмертия. Наверное, поэтому древние монархи себя обожествляли. Однако чем больше человек бежит от смерти, тем стремительнее она его догоняет и, в конечном итоге, он становится совершенно неподготовленным к встрече с ней.

Что может быть важнее размышлений о смерти? Идеология современного мира построена на возвеличивании человека и идеализациижизни. Но кому нужны все эти глобалистические и демократические философии,

пропаганда успешности и потребительства, если все это кончится со смертью человека? Какая разница для нас, будет в этом мире демократия, глобализация, права человека и т.д. после нас? Ведь кардинальным вопросом нашего существования является наша проблема, которая заключается не только в жизни и потребительстве, но и в ощущении близости смерти, которую рано или поздно нам придется пройти. Но именно эта тема является запретной в современной западной и других материалистических идеологиях, так как она наводит людей на серьезные размышления о смысле существования. Но именно поиск смыслов жизни и поиск причин бытия противоречит иллюзорной современной идеологии, направленной только на потребительство, успешность и жизнь. Смерть не вписывается в господствующее сегодня мировоззрение. Однако нужно отбросить все эти идеологии, которые, несмотря на свою привлекательность, не отражают чаяний и нужд человека и почаще задумываться о проблемах жизни и смерти. Только тогда можно понять абсурдность и бессмысленность тех ценностей, которые нас окружают и пропагандируются.

Собственно говоря, на протяжении всей жизни человек что-то приобретает, а что-то теряет. В глобальном смысле самое его большое приобретение - это жизнь, а потеря – смерть. Фактически с момента своего рождения мы становимся приговоренными к смерти. Когда афинский суд приговорил Сократа к смерти, один человек сказал ему: «Тебя осудили на смерть тридцать тиранов». Сократ ответил: «А их приговорила к смерти сама природа».

Некоторые античные философы предписывали не особенно страшиться смерти, так как они рассматривали ее как прекращение ощущений. То есть, они ставили вопрос о том, чем отличается смерть от жизни, и видели это различение в ощущениях. Таким образом, получается, что жизнь и смерть, по сути, сходные состояния, так как в них обоих есть постоянство. Умирание - это отключение ощущений. Когда Фалес сказал, что жить и умирать это одно и то же, кто-то спросил его: «А зачем ты не умираешь?» На что Фалес ответил: «Именно потому, что это одно и то же».

Причем многим людям не нравится, когда кто-то озвучивает вслух свои мысли о смерти, ведь это наводит их на ужас неизвестности и страха, который они обречены пройти. Но на самом деле озвучивание рассуждений о смерти вполне нормально, ведь смерть - такое же явление, как и все окружающие нас вещи. Просто людям страшно на эту тему рассуждать. Хотя чего бояться? Еще каких-то несколько десятков лет назад нас не было в этой жизни. Был в истории человечества первобытный период, древняя история, средневековье. И где мы были тогда? Это сейчас нам кажется, что мы вечно были в этой жизни и не было у нас никакого другого состояния. Но каким было оно? Было ли оно полным небытием или мы находились в какой-то другой жизни? В любом случае мы вернемся в то же состояние, в котором были до этой жизни.

Мы можем часто наблюдать различных людей, которые в прошлом были хорошими, добрыми, полезными и общительными людьми. Но прошли годы и они изменились, стали сварливыми, вредными, высокомерными. Это происходит потому, что в ранние годы люди только начинают жизнь, у них еще не полностью формируется мировоззрение, убеждения. Но потом они испытывают все тяжести жизни, которые оказывают на них решающее влияние. И вот если в этот переломный момент они не подходят философски к различным проблемам, не думают о существе и целях своей жизни, боятся мыслей о смерти, то что им еще остается? Только стремление к наживе, славе, ложным материальным благам этого мира, которые в конечном итоге, сгниют вместе с ними. Но они об этом не думают. Если гнать от себя мысли о смерти, то остается только материализм и потребительство. А это формирует в них все вышеперечисленные отрицательные черты их характера. А когда, в конечном итоге их постигает смерть, к которой они оказываются не подготовленными, о них либо никто не вспоминает, либо же поминают недобрыми словами. И не помогают им никакие блага и нажитые ими богатства.

Если мы будем постоянно помнить о смерти, то будем знать цену каждого прожитого дня. Ведь смерть всегда рядом с нами, ее дыхание мы слышим всегда, только боимся признаться себе в этом. Гораций сказал: «Считай всякий день, что тебе выпал, последним и будет тебе милым тот час, на который ты не надеялся». Человек мнит себя чем-то великим, особенно если богат и наделен властью. Однако на самом деле он всегда слаб. Любое нарушение нормальных условий жизни приводит к концу его жизни. Человек может считать себя сильным, великим, но вся эта сила величие и планы могут оборваться в результате нелепой случайности: как авто и авиакатастрофа, внезапная болезнь, несчастный случай. Наконец есть фактор старости и естественного увядания.

В связи с тем, что люди не думают о смерти, они не могут правильно осмыслить цели этой жизни. Они стремятся к наживе, обманывают, лицемерят, дерутся и делают пакости друг другу за материальные блага этого мира. Но они не понимают, что нет в этом никакого смысла, все это бренное, преходящее. Все это только портит их душу. А если потом выяснится, что душа бессмертна и есть другой мир, то она серьезно пострадает.

В противоположность этому человек, который постоянно думает о смерти, совершенно по-другому видит этот мир. Он приходит в состояние мудрости и рассудительности и понимает, что эта рутина, разборки, стремление к безудержному обогащению лишено смысла. Он готовит себя к встрече со смертью, делая великие дела и думая об обогащении не кармана, а своей души. Это вырабатывает в нем благородные чувства добродетели, милосердия. Он возвышается над мирской рутиной и смотрит на все это свысока. Еще Сенека говорил: «Чтобы никогда не бояться смерти, всегда думай о ней». Ведь в тот момент, когда она придет, мы можем оказаться совершенно неподготовленными к этой встрече. Причем смерть всегда бывает неожиданной. Даже смертельно больной человек надеется, что вот-вот излечится. И вот для того, чтобы встреча со смертью не стала неожиданностью, о ней надо всегда думать.

Некоторые люди думают, что боятся не самой смерти, а того, что будет после нее. Однако еще древние говорили, что страшна не смерть, а умирание. Действительно, в этой жизни все более-менее понятно. А что будет в следующей, еще надо будет выяснить. В любом случае, там тоже будет некое постоянство: либо какое-то бытие, либо же небытие. А вот момент смерти и умирания действительно страшит практически всех людей, так как это и есть некая граница, которую предстоит пройти в мучениях.

Многие говорят, что верят в жизнь после смерти. Да, пожалуй, без этой веры трудно жить. Вера в потустороннюю жизнь дает надежду на то бессмертие, которого хочется получить в этой жизни. Однако проблема в том, что вера в жизнь после смерти предусматривает наличие добродетели и благих дел в этой жизни. То есть, свое будущее в вечной жизни нужно еще заслужить. Однако именно благих деяний и не хватает у людей, которые говорят о своей вере в загробную жизнь. Почти все готовы уничтожить друг друга за материальные ценности этого мира, которые ими не будут унесены в вечность. А вот о богатстве своей души никто не задумывается. Странную картину можно наблюдать. Люди грешат, обманывают друг друга, безудержно стремятся к наживе, морально падают. А потом говорят о своей вере в потустороннюю жизнь. Отсюда вывод о том, что они хотят бессмертия и желают продолжения своих удовольствий и после смерти. Но их страсти не позволяют им остановиться и подумать, что все то материальное, ради которого они готовы на все в этой жизни, на самом деле им не нужно. Им нужны великие и добрые деяния, обогащение души. Однако именно этого у них нет и многие из них даже не понимают этих понятий. Ведь в следующей жизни, согласно всем религиозным текстам, людям помогут лишь их добрые деяния и богатая душа, а не нажитое богатство. И Бог на суде не будет ставить разницу между миллионером и бомжом, президентом и чернорабочим, королем и крестьянином.

Но есть и такие, которые не верят в потустороннюю жизнь. Они хотят урвать от этой жизни вообще все. У них есть логика. Ведь если есть только эта жизнь, то и нужно жить ради нее. Они говорят, что верующим только хочется, чтобы жизнь после смерти была потому, что они боятся смерти. Ведь оттуда еще никто не возвращался, чтобы засвидетельствовать о том, что жизнь после смерти существует. Они говорят, что в философском смысле даже если ее не существует, то ничего страшного. Значит там небытие. А что бояться небытия?

Да, и эта позиция имеет право на существование, хотя фактор смерти придется проходить и им. Но тут стоит задуматься о том, что до нашего рождения нас не было. Так может быть по такой логике и после этой жизни что-то будет такое, что нам не ведомо? Во всяком случае, логически это не исключено, особенно потому, что у нас есть душа, которая отличается от материальной составляющей тела – это наши чувства, ощущения, память и т.д. Может быть, что все это бессмертно и останется после физической смерти.

Часто можно встретить полушутливые высказывания о том, что, дескать, надо брать от жизни все, вести праздный образ жизни, развлекаться, жить в комфорте и быть при деньгах. Когда придет момент смерти, хоть будет о чем вспомнить.

Но что дальше? Разве от этого становятся бессмертными? Или им помогут умирать их воспоминания о праздной жизни и деньгах? Материальное уйдет с этой жизнью и сгниет. И не унесет всего этого человек. Когда подойдут болезни, старость, смерть все ощутят, что все это было зря. И ничто из накопленных материальных ценностей, пережитых развлечений не будет представлять никакого смысла. Даже через некоторое время эпизоды нашей жизни забываются или отчуждаются. Это все представляет собой лишь какой-то миг, через минуту после этого все становится историей. На смертном одре о развлечениях и богатстве никто даже не вспомнит. Многие богатые люди, почувствовав смерть, говорили, что все это бесполезно. Есть только страх перед неизвестностью, к которой они не готовились и даже этих мыслей к себе близко не подпускали. А нажитые правильными или неправильными путями материальные богатства остаются в этом мире, пока не сгниют. И еще, наследники начнут дележ богатств, не обращая никакого внимания на умирающего, который им уже больше не нужен. А на поминках люди будут говорить о чем угодно, только не о покойном. Есть хорошее изречение: «Умер король, да здравствует король».

Если что-то унесет человек с собой, то это только богатство души, благие деяния. По крайней мере, на это есть надежда, в случае если есть будущая жизнь. А если нет, то хоть в этом мире помянут добрым словом. Ведь спустя десятилетия мы вспоминаем героев, бескорыстно служивших своему народу, родине. Мы поминаем их добрым словом. А кто вспоминает тех, кто гнался за богатством, комфортом? Вот сейчас много тех, кто в поисках сытой жизни разбегается по всей планете. Но все равно не чувствуют себя удовлетворенными. Подумаешь, жили для себя и умерли для себя. Напрасно все это. Впереди только вечность и ее надо заслужить. А патриот, который борется за народ и терпит лишения на чужбине, счастлив. Он живет ради великой идеи, а не находится на Западе в поисках комфортной и бессмысленной жизни.

Некоторые люди считают, что смерть сама по себе не страшна, так как в этом случае все жизненные проблемы разом будут решены. Вспоминаются слова Монтеня: «Если вы познали радости жизни, вы успели насытиться ими. Так уходите же удовлетворенными. Если же вы не сумели воспользоваться прелестями жизни, если она поскупилась для вас, так зачем она вам?». Но после смерти может быть другой мир, где за совершенные грехи нужно будет отвечать. Во всяком случае, так говорят религии. А если это так, то уйдут одни проблемы, но придут другие.

Феномен смерти нужно рассматривать, как с философских, так и религиозных позиций. К ней нельзя подходить только с рационалистической, научной точки зрения. Ведь проблема смерти не изучена и научно не доказана. Вопросы жизни и смерти были и продолжают оставаться больше религиозно-философскими проблемами, чем научными. Да, наука кое-что исследовала. Но на основные вопросы ответа нет. Поэтому эти вопросы являются областью размышлений, переживаний и веры. Цицерон сказал: «Философствовать - значит учиться умирать».

Многие люди считают, что нужно желать того, чтобы смерть пришла как можно позднее. Надо сделать все, чтобы прожить дольше. Разумеется, что стремиться к долголетию нужно. Однако если подумать поглубже, нет никакой разницы, когда умереть. Что такое лишние 5-10 лет прожитой жизни по сравнению с вечностью? Причем эти годы проходят, опять же, стремительно и снова человек становится принужденным умирать. А в этот момент будет все равно, прожил ты эти несколько лет или нет.

Представляется, что нужно стремиться не к долгожительству, а к качественно прожитой, наполненной великими делами жизни. Можно прожить мало, но сделать такие дела, что люди будут помнить тебя всегда. А можно прожить долго, но либо не оставить никаких полезных дел, либо же так отвратительно прожить жизнь, что после смерти люди еще долго будут проклинать тебя. Необходимо качество жизни, а не долголетие.

Если, как выясняется, главное в подготовке к смерти – это обогащение человеческой души, наполнение ее добродетелью, моралью, то важнейшим условием подготовки к смерти является ее состояние. Главное заключается в том, чтобы человеческая душа была как можно меньше привязана к земному, а все больше стремилась к идеальному миру. Для этого нужно познавать себя и окружающий мир и четко знать, в чем именно состоит цель нашего земного существования. «Познай самого себя», как говорили греки.

В этом процессе важнейшим фактором является также личная свобода человека. Ведь поработить можно только тело человека. Именно это и делается современными идеологами мира. Они привязывают человека лишь к этому миру, лишая его истинных знаний о целях и смыслах человеческого существования. Но душа, внутренний мир человека является уделом лишь самого человека. Душу не может поработить внешняя сила, если человек отказывается быть рабом. В нашем мире все меньше уделяется места понятиям о благе, добродетелях, мужестве, героизму, патриотизму, вере в высшие идеалы. Более того, все это не поощряется и высмеивается. Но не нужно поддаваться на иллюзии современных идеологов. Они сами смертные, умрут и с ними все уйдет. И не поможет человеку их мирской авторитет, так как все мирское тленно. Даже если в этом мире мы становимся вынужденными жить по установленным правилам, то все равно наши души являются лишь нашим уделом, в который никто не может вторгаться, если мы сами этого не позволим. Это говорили еще стоики. А для того, чтобы не позволять себя обманывать, нужно познавать самих себя, правильно осмысливать этот мир и наше место в нем. Если нет свободы в мире от существующего миропорядка, то необходимо обрести свое «Я», правильное отношение к жизни и смерти в своей душе. Если души людей будут свободными и обогащенными, то и общество, и мир изменятся.