Имеет ли смысл наша жизнь?

16 декабря 2010

Уже давно в нашем философском собрании обсуждается вопрос о том, имеет ли смысл наше существование? Этот вопрос даже перешел в вопрос о том, имеет ли вообще какой-то смысл этот мир, который объективно существует. Я здесь напишу свои рассуждения по этой проблеме и приглашаю всех подумать вместе со мной обо всем этом.

Если кратко, то я считаю, что вообще ничего не имеет никакого смысла, кроме двух вещей, о которых будет сказано ниже. Потому что все время по поводу каждой вещи или явления задается вопрос о его смысле и обосновывается. Таким образом, выстраивается цепь объяснений смыслов, которая в конечном итоге приводит в отрицательному результату – к тому, что все бессмысленно.

В качестве примера можно привести самые обычные позиции из нашей повседневной жизни. Смыслом нашего брака является совместная жизнь и рождение детей. Вроде бы смысл в женитьбе есть. Но это только так кажется, потому что если продолжить цепь рассуждений дальше, все оказывается не так однозначно. Дело в том, что если в конечном итоге нас и наших детей ждет смерть, то значит, в браке смысла не было.

Другой пример. Мы строим города. Они имеют смысл для нашей общественной жизни. Однако через много веков они пустеют и превращаются в руины. Получается, что в конечном итоге в их строительстве смысла не было.

Таким образом, отсюда можно сделать вывод о том, что смыслы всех вещей можно разделить на две категории: ближайшие смыслы и конечные смыслы. Ближайшие смыслы есть. Примеры этого: я ем, чтобы насытиться, насыщаюсь, чтобы работать, работаю, чтобы содержать семью. Однако конечные смыслы оказываются не существующими. Примеры: если я ем, работаю, содержу семью, но, в конце концов, умру, то значит, все это было бессмысленным.

Окончательный итог оказывается скорее отрицательным, чем положительным. Ведь даже если есть ближайший смысл вещей, то нет их конечного смысла. Разрушение и смерть все делают бессмысленными, даже если все временно имело смысл.

Если перенести все эти размышление на вселенную, то получается то же самое. Зададим себе вопрос: а в чем смысл существования солнца? В том, чтобы не нарушился планетарный вселенский порядок, так как все объекты вселенной составляют единое целое. Разрушение одного звена вызовет цепь дальнейших разрушений. Но, все таки, в чем конечный смысл существования солнца, если оно тоже когда-то прекратит свое существование? Опять же, конечный смысл оказывается отрицательным.

Более того, в существовании вообще всей вселенной нет никакого смысла, если не было бы людей. Ведь для того, чтобы был смысл, нужен субъект размышлений. А субъектом, размышляющим об объекте, является только человек. Значит само понятие «смысла» всего вообще существует только благодаря человеку. А если человечество смертно, то и смысла в существовании вселенной тоже нет.

Поднимемся еще выше и перенесем эти размышления на Бога. Есть смысл в существовании Бога потому, что он создатель и управитель всего, сущего бытия. Но если бытие, в конечном итоге, смертно и подлежит разрушению, то и смысла в Боге нет.

Однако сам Бог вечен. Вечной является и жизнь после смерти, в которую верят все верующие. А это уже обретает тот самый конечный смысл. Значит, смысл существования человека заключается в его вере в вечность. Ведь только вечность неуничтожима.

Таким образом, получаем результат: вообще ничего в этой вселенной не имеет смысла, помимо веры в вечность. На самом деле все, чем мы занимаемся, строим, женимся, рожаем детей, зарабатываем, отдыхаем, работаем – все это лишено смысла, все это бессмысленно. Ибо, что бы не сделал человек, смерть превратит все это в ничто.

А как это можно понять? Только через философию, которая наводит человека на все эти размышления. Поэтому, есть только две бесспорные вещи, которые имеют смысл в нашей жизни – это вера в вечность и философия. Остальное все бессмысленно.