О лицемерии и лжи, которые меня окружают

1 января 2011 г.

Лицемерие это моральное качество, состоящее в том, что заведомо безнравственным поступкам (совершаемым ради эгоистических интересов) приписываются псевдоморальный смысл, возвышенные мотивы и человеколюбивые цели. Это понятие характеризует образ действий, с точки зрения соотношения его действительного социального и нравственного значения и того значения, которое ему пытаются придать. Лицемерие противоположно честности, прямоте, искренности — качествам, в которых проявляется осознание и открытое выражение человеком подлинного смысла его действий. Зачастую под лицемерием понимают клевету и негативные высказывания в адрес отсутствующего на момент обсуждения субъекта, тогда как в присутствии этого субъекта ему выказывают уважение. (Определение из Википедии)

Не знаю, как у других, но мир, окружающий меня полон лжи и лицемерия. Все это так повсеместно распространено, что стало нормой жизни. Никто не задумывается об этих категориях потому, что это является этической нормой нашего общества. Поэтому, даже однозначно назвать это пороком тоже нельзя, так как если что-то распространено повсеместно и практически в каждом, то это уже является нравственным качеством, которое необходимо присуще данному обществу.

Правда я не знаю, какие чувства переносит каждый человек вокруг меня, когда лицемерит и врет. Но вижу, что это делают практически все. Ну может быть, кто-то больше или кто-то меньше. Но делают это все. Поэтому, отсюда возникает вопросы о том, является все это природным качеством людей, которых я ежедневно вижу или все-таки лицемерие порождается традиционными устоями нашего общества?

Сложно ответить на эти вопросы как-то однозначно. С одной стороны несомненно, что качества лживости и лицемерия присущи каждому человеку от природы. Но ему также присущи такие же природные качества правдивости и прямоты. Очевидно в каждом человеке, пусть даже на подсознательном уровне, идет борьба между этими противоположностями. Кто-то от природы, либо под воздействием внешних факторов, больше склонен к двуличию и лжи, а кто-то к прямоте и правдивости. Но даже если в меньшей степени, но ложь потенциально присутствует в правдивом человеке и при определенных обстоятельствах может в нем проявиться. Точно также и в лживом человеке потенциально заложена правдивость и иногда проявляется.

А раз все это так, то значит, решающее значение для проявления того или иного качества играют внешние факторы. Если общество и среда больше располагают человека к прямоте и правдивости, то значит, многие будут больше именно такими. Лживые и лицемерные люди в таком обществе будут смотреться неестественно. А если общество предрасполагает людей к лицемерию и лживости, то значит, большинство такими и будут. А тут уже правдивые и прямые люди будут смотреться неестественно.

Я не знаю, есть в мире такие общества, где бы правдивость была более приветствуема, чем лицемерие. Я также не знаю, были ли в историческом прошлом такие общества. Но я совершенно точно знаю, что то общество, в котором нахожусь я, больше лживо и лицемерно, чем правдиво. Лживость и лицемерие здесь такая обычная поведенческая норма, что мне кажется никто даже серьезно не думает о том, что может быть как-то по-другому. Лгут и лицемерят вообще все повально, безудержно и совершенно не стесняясь. Даже во многих случаях это представляется как добродетель. Хотя возможно, что так оно и есть, ведь мораль и правильность понятия относительные. Раз большинство считает добродетелью ложь, то значит, так оно и есть.

Мне постоянно приходится сталкиваться с лицемерием практически всех людей, которые меня окружают. Например, демократ, который вроде совершенно искренне выступает против того, что, по его мнению, является диктатурой. Но потом выясняется, что, на самом деле, за этими заявлениями стоят его личные интересы. На фоне его призывов к справедливости видно, что реальность совершенно не меняется. Зато он сам постепенно начинает покупать себе новые квартиры, роскошные автомобили.

Либо же приходят очень уважаемые граждане и говорят, к примеру, о насилии в семьях и гендерном неравноправии. Очень красиво говорят. Но потом становится понятно, что за этим рвением в общественной справедливости стоят определенные деньги от грантов зарубежных или местных спонсоров, которые преследуют свои совершенно определенные заземленные интересы.

Начальники, директора приходят на свои должности и сразу начинают говорить очень красивые слова о порядке, законности, стране и нации. Однако потом все делают в прямо противоположном направлении. Причем все всегда говорят о том, что, дескать, они не хотели этих должностей, но их очень сильно все просили и они отказать просто не могли. Ну а потом, все как всегда. Зарубежные поездки, льготы от должностей. Ну а проблемы со злоупотреблением своими служебными обязанности это вообще сам Бог велел.

То же самое депутаты разных уровней, главы различных выборных должностей. Все всегда говорят о возвышенном, но придя туда, где находятся, ничего возвышенного не делают. Но всеми льготами от занимаемых должностей пользуются.

Что касается обычных людей, то они выглядят вроде правильнее тех, кто на должности или отрабатывает гранты. Но это не потому, что они правильные по своей сути, а только потому, что все эти привилегии, должности и льготы им недоступны. В своих приватных беседах они негодуют по поводу «неправильного» поведения своих начальников или государственных чиновников, но на самом деле они им просто завидуют. Он влачат жалкое существование, ничего из себя не представляют и знают это.

Но если бы они были на их месте, то делали бы то же самое. Лучший показатель этого их отношения между собой, другими людьми и начальством. В лицо все друг другу улыбаются, но за спиной говорят и делают прямо противоположное. Пишут в газеты статьи с похвалами в адрес руководителей государства, а в приватных беседах нелестно о них отзываются. На словах говорят о чести и достоинстве, но на деле делают прямо противоположное. На общих собраниях льстят начальству, а потом делают все, чтобы ему навредить. Даже порой сами не знают, почему лгут и лицемерят. Очевидно, все это так часто происходит с ними, что уже вошло в их природу. Это стало просто состоянием их душ.

Все это сопровождается взаимными осуждениями друг друга. Если кто-то обвиняет другого во лжи и лицемерии, то сразу же после этого, допускает это сам. Только почему-то для себя он это ложью и лицемерием не считает, а для другого считает. Все у всех виноваты, только на самого себя никто со стороны не смотрит. Ну а если это им честно указать, то они автоматически, сказавшего им правду, записывают в свои враги и стараются за это отомстить при каждом удобном случае.

Все это и для чиновников, и для начальников, и для обычных граждан было бы вполне нормальным, если бы они прямо говорили о том, что они стремятся к деньгам, льготам, наживе. Но вот проблема в том, что все свои подобные помыслы они облекают в оболочки некоей «добродетели». Вот в этом и заключается массовое лицемерие моего мира.

Ну а каков же общественный климат моего общества? Разумеется, что повсеместная атмосфера этого двуличия делает мораль всего нашего общества двуличной. Двуличие везде и во всем: и в семье, и на работе, и в общественной деятельности. Почти никому, ни в чем, нельзя доверять. Почти нет никого, кому можно было бы верить. Эта обстановка вопиющего лицемерия пронизывает весь мир вокруг меня.

Общество, в котором я живу, поддерживает лицемерие, ложь и двойные стандарты. Тут все подчинено только наживе, жажде власти и денег. Даже осуждающий это, на самом деле не искренен и стремится именно к этому.

Атмосфера нашего общества направлена на стремление скрыть лицемерие, двойные стандарты и ложь, которые в нем царят. Внешне все выглядит очень даже хорошим приличным, искренним. Гости, которые могут случайно к нам заехать, даже могут удивиться нашей кажущейся честности, порядочности и гостеприимству. Каждый из нас внешне ничем не показывает свое лицемерие, а всегда говорит о правде, чести и честности.

Если вдруг кто-то прямо скажет что-то честно и прямо, попытается жить не так как все, то общество будет стремиться его подавить. Оно не хочет допускать того, чтобы кто-то отличался от остальных в своем мировоззрении, поведении, мышлении. Все должно быть подчинено двуличию, лжи и страстям. Все должны быть одинаковыми и даже порочными. Но прямо об этом говорить нельзя. Об этом прямо говорят только тогда, когда кого-то хотят чего-то лишить или кого-то дискредитировать. Вот тогда все говорят о том, какой этот человек нехороший. Но все знают, что делается это не из стремления утвердить правду, а только потому, что того человека надо откуда-то скинуть за то, что он зазнался и кому-то наступил на хвост.

В нашем обществе царит атмосфера всеобщей лжи и лицемерия. Все подчинено власти денег, стремлению к наживе, потаканию низменным страстям. Но все это должно быть тихо и незаметно. Главное, чтобы все снаружи блестело.

Можно ли в такой обстановке оставаться честным, правдивым и добродетельным? Практически невозможно. Общество этого не позволяет. Лично я тоже, как и все, лицемер, лжец, преклоняюсь перед вышестоящими и являюсь носителем еще многих других пороков. Иначе выжить невозможно. Общая атмосфера не позволит быть другим.

Однако лично во мне есть стремление к отвержению лжи, двуличия, лизоблюдства, подхалимажа, неискренности. Я в своей душе всегда этому сопротивляюсь, но чаще всего не могу этого показать в своих поступках, на своем личном примере. Чаще всего мне приходится отходить от всех дел и замыкаться в самом себе. Иногда я говорю честно и прямо. Но всегда в этих случаях ко мне предъявляются претензии, на меня обижаются. Делать это всегда я не могу, иначе мне не прожить. Поэтому я не могу являть собой пример честного человека. Но и быть абсолютно лицемерным я тоже не могу. В таких условиях я утешаю себя тем, что хотя бы в глубинах моей души я не желаю быть лицемером. Это общество поработило только мое тело. Но я счастлив тем, что над душой моей оно не властно.