Коран вечен или сотворен?

1 октября 2013

Одной из ключевых проблем, которая повлияла на сегодняшнее состояние Ислама было отношение к Писанию-Корану, а позже к Сунне. В 9 веке разгорелся ожесточенный спор мутазилитов с фундаменталистами относительно природы Корана.

Вкратце суть спора сводилась к тому, что из себя представляет Коран? Чтго это такое, как к нему относиться? Фундаменталисты настаивали, что Коран является словом Аллаха и существует совечно с ним.

Мутазилиты же считали Коран не вечным, а утверждали, что он был сотворен во времени, как и все остальное в этом мире. Фундаменталистов они обвиняли в фактическом двубожии. По их мнению, вечен только Аллах. Если же нечто совечно ему, то оно становится вторым богом. Короче говоря мутазилиты обвиняли фундаменталистов в обожествлении Корана. Они также сравнивали их с христианами. Потому что в Христианстве совечным Богу также является его Слово (Логос), которое воплотилось в Ииусусе Христе и явилось на землю.

Однако эта проблема вечности или сотворенности Корана не потеряла своей актуальности и сегодня. Этот спор так и не завершен. Но современные сунниты и шииты фактически рассматривают Коран как вечное несотворенное слово. Именно по этой причине и невозможно проводить реформы в Исламе. Ведь енсли Коран равен Богу, то его нельзя рассматривать во временной и пространственной привязке. Потому что Бог неизменен и постоянен. А если Коран совечен Ему, то и он не может трансформироваться под объективные условия.

А если считать Коран сотворенным во времени, то тут открывается путь к реформам. Ведь как и все сотворенное и Коран можно рассматривать во времени и пространстве и он тоже может быть подвержен изменениям. К примеру многие законы, повеления о запрещенности и разрешенности тех или иных вещей, либо телесные наказания вполне могут быть объявлены достоянием прошлого, арабов Аравийского полуострова 7 века.

Если считать Коран сотворенным то открываются возможности новых нетрадиционных толкований. Становится возможным приспособление мусульман к современному течению жизни, можно избавиться от традиций прошлого. Но, к сожалению, этот подход к Корану так и не стал популярным в среде большинства мусульман. Оттого у них и появились все те проблемы, которые мы наблюдаем. Ведь после поражения мутазилитов традиционалисты и фундаменталисты фактически привязали к Корану Сунну и другую традиции, которые негласно (но по факту) также стали расматриваться как совечные Богу. В результате это еще больше усугубило ситуацию и повело историю мусульманского мира в отрицательном направлении.