Что важнее: молитва Богу или отношение к другим людям?

20 декабря 2010 г.

Почти всем людям свойственно ставить свое «Я» выше других и не считаться с интересами окружающих их людей. Почему-то многие, не познавшие себя люди, думают, что кроме них, их интересов больше ничего не существует. Причем не важно, успешные они люди, или не успешные. Дело в том, что успешный пренебрегает интересами окружающих людей именно потому, что чего-то добился. А не успешный это делает потому, что ничего не добился и ему надо как-то утвердить себя в этом мире. В результате, подавляющее большинство людей плюет на других. Кто из успешности, а кто от безнадежности и осознания своей никчемности.

Примеров всего этого полным полно. Любой начальник не считается с интересами своих подчиненных. А подчиненные стараются ущемить права друг друга, подставив другого под гнев начальника. Если какой-то товар хочет приобрести хотя бы 5 человек, то они не желают сделать это по очереди, а каждый пытается протиснуться вперед и получить это раньше другого, ущемив его интересы.

Причем я заметил, что откровенно наплевательское отношение к окружающим, не всегда связано со злым умыслом. Часто это носит инстинктивный характер. Просто каждый стремится обеспечить свои интересы в ущерб интересам других, так как просто не задумывается о том, что это же самое можно сделать по-другому.

К чему я это пишу? Дело в том, что на эти мысли навела меня одна моя сотрудница. Она праведная мусульманка, исправно совершает намаз. Ну, понятное дело, что она хочет попасть в рай, иначе зачем она все это делает? Ну, может быть есть еще какие-то субъективные причины, как например старание показать себя не такой как все. Но я не могу этого утверждать, так как не знаю. Но знаю, что старание показать себя у многих верующих есть. Это тоже связано с психологическими комплексами. Но, то же самое, есть и в обратном порядке. Например, если бы все женщины ходили в мусульманских покрытиях, то всегда нашлась бы такая, кто из желания выделиться и показать свою особенность, ходила бы с открытой головой.

Однако эта мусульманка, как и многие остальные мусульмане, не задумывается над тем, что угождать нужно не Господу Богу, который в этом не нуждается, а остальным людям. Конечно, для того, чтобы прийти к этой простой мысли надо, прежде религии, заняться самопознанием, что не является уделом большинства людей. Поэтому мне приходится помогать в этой статье им в осознании того, что не нужно стремиться угодить Богу, а нужно угодить людям и не причинять им не удобства. Ибо, если людям причинены неудобства, то разве есть польза от богослужений? По логике, Бог должен воздать верующему за то, что он считался с интересами других людей, а не за механическое исполнение религиозных догм. Ведь самому Богу все это не нужно.

А что сделала эта мусульманка? А ничего такого особенного, на первый взгляд. Даже сделала она вроде бы очень набожный поступок. Она просто попросила всех наших сотрудников выйти из комнаты, чтобы она совершила намаз. Но я, как человек, размышляющий о всякой вещи, начал по этому поводу размышлять и нашел, что желание служить Богу у нее возникло в ущерб интересам других людей. Она хочет попасть в рай, поправ интересы остальных. Все сидят и занимаются своими делами, но она отрывает всех от дел и своим богослужением причиняет всем остальным неудобства. Получается, что как и во всей нашей жизни она локтями оттолкнула всех остальных ради своей личной выгоды, для попадания в рай.

Собственно говоря, я видел такое, когда был в хадже. Тысячи верующих, во имя приближения к Каабе, готовы были растоптать всех остальных людей. То есть, грубейшим образом толкая окружающих, они приближались к Каабе, совершенно не интересуясь состоянием тех, кого они только что оттолкнули. А в месте пробивания камнями столба, в один момент они создали такую давку, что лично я еле выбрался оттуда живым. Но толкаясь и топча (возможно до смерти) всех вокруг, они были счастливы от того, что коснулись Каабы или кинули камень в столб. Тоже типичный пример того, что они решили войти в рай за счет ущемления прав других людей.

Будучи в мечети, обязательно кто-то совершает намаз прямо перед выходом и сотни людей обязаны ждать, чтобы этот верующий окончил намаз и соизволил дать им выход. Ему все равно, что кому-то он преградил путь. Главное выслужиться перед Богом и попасть в рай. А интересы других людей ему неинтересны. Ему не приходит в голову, что надо прекратить молитву и пропустить людей. Да и амбиции не позволяют. В жизни, возможно, он никто, а тут, видите ли, сотни людей ждут, когда он выслужится перед Богом и соизволит дать им дорогу.

Или приходишь в мечеть и чувствуешь вонь носок молящегося, который стоит впереди тебя. Молится он, а окружающие задыхаются. Он зарабатывает свое место в раю путем удушения других.

Разумеется, что тут возникают вопросы о том, нужен ли намаз, Кааба, кидание камней в столб, если при этом ущемлены права других людей и им причинены неудобства? Что важнее, совершение намаза, или права других людей, прикосновение к Каабе или уважение к человеку? Является ли механическое совершение религиозной обрядности самоцелью, если не удовлетворены элементарные правила культуры?

Каждый на все эти вопросы должен ответить сам. Но для меня очевидно, что если не удовлетворены интересы людей, то и религия бессмысленна. Для меня очевидно, что лучше опоздать с молитвой, чем причинить людям неудобство его исполнением. Но, к сожалению, на практике вижу, что так не думают очень многие. А раз так, то в раю окажутся все те, кто доставляли другим неудобство? Но разве можно, толкая локтями других, попасть в рай? И насколько справедливым окажется Бог, если он допустит это? Ведь если я не прощу кого-то за неудобство, причиненное мне лично, то и Бог будет несправедлив ко мне, если введет того человека в рай. А если Бог справедлив, то по этой логике, ввести без моего добра не должен. Ведь если кто-то наплевал на меня и мои интересы, то это я должен его простить, а не Бог. Ведь не на Бога, а на меня наплевали.

Поэтому, господа верующие, будьте внимательны друг к другу. Это несомненно, важно, даже возможно важнее выполненния молитвы. Ущемив права другого вы рискуете быть не прощенными им. А Бог вряд ли простит, ведь он справедлив и не может простить без разрешения обиженного. А если вы не совершите намаз, то Бог вас точно простит. Ведь намаз обращен к Нему, там нет интересов других. А Бог милостив и милосерден. За намаз он простит, но за плевательское отношение к другим людям не должен. Иначе будет несправедлив.