Реквием по "Советской" улице

8 июля 2014

Феномен района  «Советской» в Баку был непосредственно связан с историей города. В конце XIX, начале XX века, в связи с нефтяным бумом, его население резко возросло. Люди приезжали сюда со всех концов Российской империи в поисках работы и лучшей жизни. Параллельно с этим процессом началось строительство новых административных и жилых зданий, облик города стремительно менялся. Мусульманское население Баку проживало в основном в крепости, а также нагорных не престижных районах, которые в те времена находились в некотором отдалении от исторического центра города. Особенно многочисленными были нагорные районы города, где в основном расселялись переселенцы из близлежащих регионов, а также Ирана. Это были в основном чернорабочие и крестьяне, которые работали на нефтяных промыслах и других промышленных объектах, или обеспечивали город продуктами питания.

Уже в те времена стала закладываться культурная особенность этих мест. Дело в том, что мусульманское население города, до того жившее своей традиционной жизнь  вступило в тесное взаимодействие с другими культурами. В те времена в Баку фактически было положено начало смешению различных культур, что в дальнейшем привело к возникновению уникального и своеобразного социального климата города. В то же время, феномен нагорных районов, наравне с некоторыми другими сугубо мусульманскими районами Баку,  стал также неотъемлемой частью зарождающейся азербайджанской культуры города и ее оплотом.

Жители нагорных районов Баку также участвовали в становлении азербайджанской государственности в 1918 году. В то время ими создавались отряды самообороны, которые отбивались от дашнакских и большевистских войск. Этим самым они внесли свой вклад в дело освобождения Баку от вражеских сил и установлению здесь власти Азербайджанской республики.
В то же время, Нагорные районы Баку были заселены простым, по большей части неграмотным людом из числа мусульманского населения, которое в период Российской империи было ущемлено по части гражданских прав. Поэтому к населению этих мест уже в те времена отношение было неоднозначным и подозрительным. Нагорный район, который по сути был трущобой в которой проживало мусульманское население, пользовался дурной славой, так как в нем отмечался высокий уровень преступности, мошенничества, наркомании. Однако и это было не совсем объективной оценкой общего социального климата этих районов, так как здесь же проживали мусульманские интеллигенты, деловые люди, деятели культуры и искусства, которые и в дальнейшем проявили себя уже в советский период.

После установления в Азербайджане советской власти и присоединения к СССР, центральная улица нагорной части города и примыкающие к ней районы были названы «Советской» и продолжали быть одним из основных мест компактного расселения мусульманского населения в Баку. Однако с культурологической точки зрения в этот период произошли значительные изменения. Дело в том, что советская национальная политика отличалась от политики проводимой Российской империей. В ее основе лежал принцип единения народов на основе классовой составляющей, названный пролетарским интернационализм. Проводилась политика по созданию единого советского народа с учетом особенностей культуры различных народов. Одновременно с этим шла борьба против религии и суеверий. Таким образом, формирующаяся советская идеология во многом упразднила различные формы национально-конфессиональной дискриминации. Также на основе новых социалистических ценностей стала вестись борьба с неграмотностью.

Все эти процессы отразились и на жизни «Советской». Население этих районов было вовлечено в процесс формирования нового облика Баку, в котором с этого времени стала формироваться новая интернациональная культура со своими особенностями и психологией. «Советская», совместно с другими районами города, населенными азербайджанцами, в этой общей культуре выступала носительницей сугубо азербайджанской ментальности, психологии и образа жизни, которые формировали, наряду с другими культурами, общий городской социальный климат.
Многие азербайджанские деятели науки, литературы и искусства  были выходцами из «Советской». Они во многом способствовали появлению азербайджанской науки и культуры того времени и заложили фундамент дальнейшего развития азербайджанского народа и его национального самосознания. Многие из них подверглись репрессиям сталинского периода.
Начиная с послевоенных лет и до 1970-х годов район «Советской» переживал переод своеобразного модернизма. Здесь в недрах традиционного азербайджанского общества зарождался своеобразный культурный модернизм, который был направлен против советских порядков и социалистического мировоззрения. В то время, как в официальной советской среде соблюдался принцип партийности всех аспектов жизни, «Советская», представляющая азербайджанскую культуру в многонациональном Баку жила своими неписанными правилами. Фактически сложилась такая парадоксальная ситуация, что «Советская» была протестом против советских порядков, хотя была обязана им своим существованием. Это типичный пример того, как в недрах какой-то системы зарождается и развивается противостоящее ей отрицание. В результате противостояния они вступают в синтез и происходит качественный скачок вперед, в недрах которого образуется новое отрицание.

Протест против советской системы выражался не в диссидентстве, не в политической деятельности, а в образе жизни, быте, мировоззрении. В целом район «Советской», был одним из центров азербайджанского консерватизма. В то время, как фактическим официальным языком Баку в советские времена был русский, тут соблюдалось верховенство азербайджанского языка. Также в противоположность советской идеологии здешнее население почитало традиционную религию, справляло национальные праздники, развивало национальное исскуство, культурные и мировоззренческие традиции азербайджанского народа. Можно сказать, что население «Советской», а также районов Крепости, Кубинки, Чемберикента на протяжении всего советского периода являлось оплотом сугубо азербайджанской культуры в условиях доминирования в Баку иных культур и советского образа жизни.

Несмотря на то, что большинство населения «Советской» составлял простой люд, тем не менее, здесь в советский период сформировалась и национальная интеллигенция. Выходцами из этих мест были многие деятели азербайджанской науки, культуры и искусства.

В то же время, район «Советской» и на протяжении советского периода истории города считался одним из самых криминальных или полукриминальных районов Баку. Многие кварталы здесь пользовались дурной славой, проходить через которые было небезопасно. Здесь был отмечен несколько повышенный фон преступности и наркомании. Все это было естественно для любых городских трущоб в любой точке мира. Поэтому в этом смысле «Советская» не была исключением.

Начиная с 1980-х годов и особенно после обретения независимости район «Советской», потерял свое значение в качестве оплота азербайджанской культуры в Баку. В этот период усилились миграционные и интеграционные процессы, которые коренным образом изменили моральный и культурный облик Баку. В этот же период в городе развернулось бурное строительство, изменившее облик города.

В результате всех этих естественных процессов район «Советской», который сегодня представляет собой малоценную застройку с устаревшими коммуникациями, как с культурной, так и с архитектурной точки зрения перестал вписываться в общий ландшафт развивающегося города. Поэтому проект по сносу всех этих застроек, утвержденный городской мэрией является вполне закономерным решением.

Будучи продуктом советского прошлого, район «Советской» уходит в прошлое, как и эпоха породившая ее. Однако культурные и традиционные особенности этих мест не исчезнут с перестройкой этого района. Они естественным вписались в новый общественный климат Баку, который продолжает формироваться в новейшее время.