Нужно ли рекламировать Азербайджан во всем мире?

Сейчас везде говорят о том, что необходимо открыть Азербайджан для всего мира. Утверждают, что каждый азербайджанец должен сделать все возможное для представления своей страны для иностранцев. Я не знаю, кто впервые призвал к этому. Но в последнее время об этом стали говорить почти все официальные и около официальные лица. Куда ни пойдешь, везде говорят о представлении Азербайджана во всем мире. В учебных и научных организациях дошли уже до того, что фактически говорят о том, что публиковаться в Азербайджане не нужно. Из этого можно сделать вывод о том, что нам наука не нужна, чем невежественнее население, тем лучше. Всем нужно издавать свои работы за рубежом, дабы представить Азербайджан. Включаю телевизор, захожу на азербайджанские интернет-порталы и форумы, и везде все говорят о представлении Азербайджана в мире.

Учитывая то, что не все говорящие об этом задумываются над сказанным, я решил немножко подумать о «признании». Ведь мало кто умеет глубоко задумываться. Очень многим нужно, чтобы какая-нибудь высокопоставленная персона высказала какой-то лозунг. А потом они его постоянно повторяют и думают, что этим самым на них могут обратить внимание.

Итак, что такое «представление и открытие Азербайджана для всего мира» и для чего это нужно? В мире есть много больших и малых стран. Например, Сингапур состоит лишь из одного города с пригородами, а Монголия занимает площадь в несколько сот квадратных километров. Есть страны, о которых постоянно говорят и на которые равняются, как США, Китай, Россия. А есть такие, которые в лучшем случае можно случайно обнаружить просматривая географическую карту, как Непал или Буркина Фасо. Теперь задумаемся о том, каким образом и почему та или иная страна или народ становится популярным, а другая нет? Неужели потому, что к одним их власти обращаются с призывом «открыться для мира», а другим с таким призывом не обращаются?

Ну ладно, оставим великие державы и посмотрим на пример малых стран. Разве когда-нибудь власти Южной Кореи, Японии, Малайзии, Турции или того же Сингапура призывали своих граждан начать рекламу своих стран во всем мире? Вроде таких призывов никто и никогда не слышал. Они, как и все другие, просто динамично развивались, создали отличный материальный и культурный потенциал. В результате этого остальной мир о них узнал. То есть их успехи связаны не с рекламной компанией, а с созиданием и развитием своих стран. Отсюда вывод: для того, чтобы заявить о себе в мире как о серьезной и прогрессивной стране, необходимо ее развивать во всех сферах. Остальной мир должен нуждаться в интересе к этой стране и для ее популярности никаких реклам не нужно. Долгосрочную популярность завоевывают конкретными делами и способностями, а не рекламными компаниями.

Есть такие страны и народы, которые известны по каким-то отличительным особенностям, которых нет у других. Они, в отличие от развитых стран, особых успехов в социальной, экономической и культурной сферах не добились, но в них есть какие-то отличительные особенности. Например, Египет знают из-за его истории и историческим памятникам. Обычно побывавшие там, восторженно отзываются о древностях этой страны, а не о ее современном состоянии. Никакой рекламы своим древностям Египет не делает. Их все знают и без всяких реклам.

Ну и наконец, есть страны, которые стали известными из-за каких-то сенсационных известий. Например, ничем себя не проявившая на протяжении всей человеческой истории Центральноафриканская республика стала известной от того, что ее правитель был людоедом. Это тоже не нуждается в рекламе. Центральноафриканская республика стала известной по объективной причине.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что для популярности необходимо обладать одними из трех вышеуказанных качеств. Если их нет, то никакая реклама не поможет.

Теперь вернемся к Азербайджану и посмотрим, какие у него есть качества, по которым его могут узнать в мире.

1. По части построения мощной промышленности, создания новых технологий, мирового прорыва в банковском деле, создания свободных экономических зон, динамичного развития науки и образования и т.д. никаких достижений нет. Следовательно, в Азербайджан невозможно рассматривать в числе таких стран, как Сингапур, Южная Корея, Малайзия или Турция.

Вывод: для мира в этих областях Азербайджан не интересен.

2. В сфере исторических памятников также никаких привлекательных для мира моментов не наблюдается. Если в том же Египте исторические памятники сохраняются в первозданном виде, то в Азербайджане они либо уничтожаются, либо видоизменяются. Например, уже много строений разрушено в бакинской крепости и историческом центре города. Весь центр за последние годы так обильно понастроен современными высотными зданиями, что облик города полностью изменился и с исторической точки зрения он интереса не представляет. Эти современные здания или парки никому не интересны и никакой исторической или культурной ценности не представляют. Многие исторические памятники подвергли такой реконструкции, что они потеряли свои настоящий вид. Например, во дворце Ширваншахов произвели евроремонт. Как-то ко мне из Москвы приехал один мой знакомый культуролог и я его туда повел. Зайдя во дворец, он удивленно посмотрел по сторонам и задал мне вопрос: «Вы уверены, что именно здесь жили ширваншахи»? И вышел он оттуда, неудовлетворенно покачивая головой.

Или другой пример. В центре города Баку расположено здание одного из первых учебных заведений. Это бывшее заведение Святой Нины, которое было построено в период владычества Российской империи. Там и в советское время были средние школы. Но сейчас это здание подвергли такой реконструкции, что его облик полностью изменился. Это уже не то здание, а совершенно новая постройка, совершенно не напоминающая историческое здание. Предположим, приедет сюда иностранец. И что мы ему сможем показать от бывшего заведения Святой Нины?

Вывод: по части исторических памятников и древней истории Азербайджан для иностранцев тоже не привлекателен.

3. Нет в Азербайджане ничего особо сенсационного, о чем можно было бы напомнить остальным жителям планеты. Людоедства, как в Центральноафриканской республике тут нет. Нет и какой-то дивной природы, как в долине Амазонки. А обычных горных пейзажей в мире полным полно и это не оригинально. Не является Азербайджан и ядерной державой, чтобы хотя бы удивить остальной мир атомной бомбой, как это сделала Северная Корея. А что есть? Разве только военный конфликт вокруг Нагорного Карабаха? Но и это не оригинально. Дело в том, что таких конфликтов в мире много. И наиболее интересным для остального мира является палестинский или корейский конфликты.

Вывод: Ничего сенсационного в Азербайджане нет.

Теперь опять вернемся к постоянно повторяемому почти всеми нашими официальными и неофициальными деятелями призыву «о представлении и открытию Азербайджана для остального мира». Тут уместно задать им вопрос о том, чем именно мы должны представить Азербайджан? Ведь описанных выше трех необходимых пунктов мы не имеем. А что нам без этого делать? Никто нам конкретно не указывает, чем именно мы должны удивить остальной мир заявляя, что есть в мире Азербайджан?

Правда есть некоторые исключения. Иногда нам говорят, что нам надо открывать Азербайджан миру одним жанром фольклорного искусства, который называется «мугам». Но дело в том, что фольклор есть у всех народов и это не оригинально. Кроме того, на самом деле мугам распространен на всем Ближнем Востоке, среди различных народов. Он не является отличительной особенностью только Азербайджана. Даже само это слово арабского происхождения. Кроме того, мугам очень специфичен и интересен лишь для определенного круга его любителей даже в среде азербайджанцев, не говоря уже об иностранцах. Вот, к примеру, мне мугам скучен и не интересен, несмотря на то, что я 100%-й азербайджанец, без каких-либо примесей даже среди далеких предков. Когда я его издалека слышу, я спешу поскорее уйти, отвлечься или закрыть уши.

И мне было весьма удивительно, когда по телевизору говорят, что, дескать, интерес к мугаму в мире (!) повышается. Неужели среднему англо-саксу, французу или бразильцу может быть интересен этот жанр? Он может быть интересен только каким-то специалистам по музыке Ближнего Востока, но не всем же! Ну, тогда я подумал, что, наверное, проблема во мне. Но эти сомнения рассеялись на одной международной научной конференции. Наши организаторы после заседаний повели иностранцев на мугамный концерт. И я увидел там своими глазами неудовлетворенные лица зарубежных гостей. Кто-то из них там заснул, а большинство тихо вышли и предпочли прогуляться по городу. Короче представить Азербайджан миру мугамом не удалось.

Есть также предложения отправлять нашу молодежь на учебу за границу, чтобы они там представляли Азербайджан. Но я не понимаю, что и как может представлять юноша, не имеющий даже опыта жизни? И потом, вместо того, чтобы укреплять свою образовательную систему у нас почему-то решают отправлять нашу молодежь за рубеж. О том, что будет с этими молодыми людьми, вернутся ли они обратно и какой смысл в их отправке на учебу - вообще вопросы, на которые ответа нет. А как быть с уровнем образования у нас? Вот если бы у нас была образцовая система образования, то Азербайджан прославился бы в мире и без рекламы. А отправкой студентов чего можно добиться? Разве только того, что граждане тех стран будут на них смотреть как на эмигрантов из еще одной азиатской или африканской страны, которых у них и без азербайджанцев много. Хотя, возможно и этот негатив можно рассматривать как «представление Азербайджана миру». Ведь говорят антиреклама тоже реклама.

Ну, еще говорят, что надо публиковать книги и другие материалы об Азербайджане на английском языке. Ну, предположим. Но в этом случае, не имея описанных выше трех условий, никто кроме специалистов эти книги читать не будет. Например, мне тоже будет не интересно, если на книжной полке увижу книгу о Сенегале, Танзании, Шри Ланке, Бирме или какой-то другой афро-азиатской стране, так как они себя ничем интересным не проявили. Но я заинтересуюсь книгой о достижениях Южной Кореи, так как они являются в мою жизнь естественным путем, своими успехами и серьезными достижениями. Для них реклама не нужна.

Часто нам показывают достижения наших спортсменов и исполнителей песни на различных мировых спортивных и музыкальных мероприятиях. Само по себе это не плохо. Есть у нас спорт и музыка – хорошо. Но есть ли в этой сфере нечто уникальное, чего бы не было в других странах? Поэтому опять же вызывает удивление утверждение наших деятелей о том, что, дескать, небольшие и довольно скромные достижения в этих областях повышают имидж Азербайджана в мире. Но тогда следует, что аналогичные достижения других стран тоже повышают их в глазах мира. И тут я опять перехожу на свой пример. Например, чемпионом по бегу стал бегун из Мали. А победительницей музыкального конкурса певица из Бурунди. Значит ли это, что Мали и Бурунди выросли в моих глазах? Нет, конечно. Я же знаю, что ничего серьезного эти страны из себя не представляют. И то, что один-два раза их музыканты или спортсмены могут победить на конкурсах, ничего не показывает и не доказывает. Это могут все и ничего удивительного в этом нет. Ну, максимум, я один день буду помнить о победе исполнительницы из Бурунди. Но на следующий день Бурунди для меня опять перестанет существовать. Думаю, эти же чувства испытает среднестатистический канадец из Квебека, который увидит, что победителем турнира по вольной борьбе стал борец из Азербайджана.

Также стало модным поощрять знание английского языка среди азербайджанских обывателей для того, чтобы они «рекламировали» Азербайджан. Но часто беседуя с людьми, я замечаю их невысокий интеллектуальный уровень, чрезмерную гламурность, злоупотребление общими словами вместо конкретики, неспособность к аналитическому мышлению. Даже в моей научной сфере это частое явление, не говоря уже об обывателях. Поэтому знание иностранных языков нашими гражданами даже очень нежелательно. Не обладая соответствующим интеллектуальным, а часто и культурным потенциалом, наши граждане позорят как азербайджанцев, так и Азербайджан. Одно дело, когда они внутри нашей страны. Мы это знаем и все. Но владея иностранными языками, они выплескивают весь этот негатив на весь мир. А это уже беда. Но наши этого не понимают. К сожалению, в Азербайджане уже дошли до того, что знание английского языка расценивается как весьма солидный довод к личности и образованности человека. Что именно он говорит на английском, как бы никого не интересует. Главное говорить. Но ведь говорить можно и глупости, что и делают очень многие, за неимением интеллекта. И потом, что такого героического в простом знании иностранного языка? Любой бангладешский таксист или лавочник в Арабских эмиратах тоже знает английский и из-за этого можно сказать, что они образованные люди? Нужно обращать внимание на то, что создается на том или ином языке, а не на простую болтовню.

Таким образом, по всем вышеуказанным причинам у меня возникают серьезные сомнения в том, а нужно ли «представлять Азербайджан во всем мире и открывать его всему миру», если в нем ничего интересного для остального мира нет. Для того чтобы стать известными нужно много работать. Нужно развивать социально-экономическую, промышленную, торговую, банковскую, культурную, образовательную и прочие сферы так успешно, чтобы без всяких реклам остальной мир естественным путем обратил внимание на нашу страну. Необходимы не косметические, а радикальные реформы во всех областях нашего бытия, чтобы вывести страну на такие рубежи, которые были бы интересны миру. А когда этого нет, то простое напоминание о маленькой стране, как Азербайджан, для жителей остального мира будет означать то же самое, что напоминание о Зимбабве. Ну, есть он, и ладно. Что дальше? Ну, предположим, построили в столице новые здания. А где их не строят? Не лучше же Дубая выглядит Баку с новостройками. Но Дубаю есть много чего показать, помимо новостроек. В частности очень успешную экономическую модель, признанную во всем мире, без всяких реклам.

В заключении необходимо напомнить нашим официальным, неофициальным деятелям и азербайджанским СМИ, что нельзя вечно делать ставку на рекламу. Реклама только тогда может быть эффективной, если есть фундамент, содержание. А если этого нет, то любая реклама приведет, лишь к мимолетному результату. О чем-то могут поговорить один день, а потом забыть. Пока именно это делается для «представления Азербайджана в мире». Но целью должно быть создание такого прочного имиджа страны, чтобы он не нуждался в рекламе. Нужно добиваться того, чтобы мир естественным путем обратил внимание на настоящие (а не пропиаренные и раздутые) успехи Азербайджана и заинтересовался этими достижениями.

Другими словами, надо упорно работать внутри своей страны и создавать прочный фундамент внутри страны. О рекламе за рубежом думать не нужно. Если построим развитую страну, то иностранцы сами обратят на нас внимание без многомиллионных расходов на рекламу Азербайджана за рубежом. Эти миллионы нужно расходовать внутри страны для наших граждан и построить их руками сильную и развитую страну. Собственно говоря, целью должно быть стремление превзойти иностранцев, а не пытаться обратить их внимание на себя.

Вот к этому надо идти. Но сумеем ли? Пока лично я этого не вижу. Однако не впадаю в пессимизм. Думаю, что это возможно, однако нужны радикальные эффективные шаги по реформе всей структуры нашей страны.