Переписка с азербайджанским философом Теймуром Даими о проблемах философии в Азербайджане

Дорогой Айдын,

Приветствую тебя! Как ты?

Впрочем, вопрос риторический – по деятельности твоей видно, что хорошо. Да и может ли быть плохо в этом мире истинному философу?

Очень рад открытию твоего сайта, я только недавно его обнаружил. И, вообще, позволь выразить тебе моё уважение твоей ментальной работой – в Азербайджане надо обладать недюжинной волей и любовью к мудрости, чтобы в условиях тотального отсутствия хоть какой-то интеллектуальной атмосферы и бесспросветного ЦИНИЗМА умудряться честно мыслить и жить по мысли. У тебя как пассионарной личности это получается и это здорово.

Прочёл твою статью на kultura . az

Статья великолепная и своевременная. Ты всё правильно пишешь и справедливо ставишь всех на свои места. Но хотел бы задать тебе один вопрос. Ты на самом деле ожидал от конференции с таким вот политкорректным (читай: бесхребетно-слюнтяйным) названием каких-то инноваций? Ведь уже по названию видно, что на ней всё должно было быть кондово и фальшиво, так как такие официальные горе-мероприятия и устраиваются для того, чтобы на них время от времени собирались титулованные люди порассуждать ни о чём. Ты со своим внутренним иновационным ресурсом был там лишним с самого начала. То же самое ждало тебя в Астане, поверь мне (сужу о заявленной проблематике – о толерантности...Надо обладать нечеловеческим цинизмом, чтобы говорить на официальном уровне о толерантности в нашу-то эпоху сплошных двойных-тройных стандартов, инспирируемых именно теми, кто и заказывает подобные конференции). Официозное и глупое сборище лживых карьеристов от философии. Может организация была бы чуть лучше, но суть оставалось той же самой – для галочки, для отмывки какой-то части грязных денег и т. д.

Я почему пишу. Тебя считаю редким и нужным для региона интеллектуалом. В статье же обнаруживается некоторая наивность и даже инфантилизм (заранее прошу прощения за бестактность, только не обижайся) по поводу ожидания от официальной азербайджанской философской науки (!) какой-то истинной работы и инноваций. Я думаю, что от официоза и от Академии Наук в целом ожидать чего-то интересного нет смысла. Весь думающий мир уже давно вышел за удушающий формат так называемого академизма. Истинное Инновационное как эманация любви к мудрости проявляется в самостоятельных прорывах независимых интеллектуалов-одиночек, исследующих тайны сверхбытия в междисциплинарных линиях, в разломах, в неуловимых пространствах «между». Институционально эти исследования почти невозможно зафиксировать. Но топологически они проявляются очень просто и прозрачно: в сетевых «партизанских» сообществах, в неприхотливых, но интенсивных беседах наяву, на досуге со своими единомышленниками и оппонентами (подобно беседам в платоновской Академии). Причём досуг, согласно тому же Платону, тем более Сократу и есть самое подходящее время для философствования. Одним словом, истинная философская работа возвращается на круги своя, такой какой она была, скажем, в Древней Греции... Всё остальное – от лукавого. Да-да, а Академия Наук, азербайджанская официальная философия... конференции на политкорректные темы и физиономии наших титулованных людей в вечных костюмах, в которых они наверное спят..., ну их всех к дъяволу, кому они так старательно служат!

Извини, несколько погорячился.

Не сочти вышеизложенное за критику – ни в коём случае. Просто эти мысли первыми пришли в голову после прочтения твоей очень полезной статьи.

С уважением,

Теймур Даими

--------------------------------------- ---------------------------------------- ---------------------------------------- --------------

Приветствую тебя, уважаемый Теймур!

Спасибо за отзыв о моей статье. Не только в Азербайджане, но и вообще во всем мире в интеллектуальной сфере проблем, конечно же, много. Но ведь стремление к интеллекту или мудрости это удел лишь немногих возвышенных людей, которые наделены этим от природы. Именно они, несмотря на свою малочисленность и абсолютное непонимание окружающих и обеспечивают будущее этого мира. А остальные просто живут и часто не понимают, почему живут и зачем пришли в этот мир. Основная масса природно к этому не способна. Еще древние философы разделяли людей по уровням интеллекта и говорили о том, что истинная мудрость удел лишь немногих. Вспомни Ибн Рушда, который сокрушался по поводу того, как мало тех, кто способен правильно понимать окружающий мир.

Но, в то же время, нельзя забывать и о том, что люди с самого мига своего рождения живут в неравных условиях и обладают неравными стартовыми возможностями. Кто-то родился в африканском племени, а кто-то в семье миллионера. Поэтому неравенство атрибут этого мира. И в сфере интеллекта и мудрости это имеет место. Ведь мудрость это величайшее богатство. Кто ее достиг, тому уже не нужны богатства материального мира. А раз это наивысшее богатство, то, следовательно, достигших этого немного. Ведь и миллионеров, накопивших материальное состояние, в мире мало. Тут уместно привести один хадис от пророка, который сказал, что Бог дает богатство тому, кто к нему стремится. Но Бог дает знания только тому, кого он любит.

Что касается конференции, то, конечно же, я не ждал от нее ничего полезного. И я знаю, что и в Астане было бы нечто подобное. Польза от поездки в Астану была бы потому, что я бы увидел этот город, но не от содержания конференции. По роду своей деятельности мне иногда приходится участвовать на различных подобных мероприятиях. Разумеется, что все они несут формальный характер и ничего полезного в них нет. Польза была раньше, но сейчас эта традиция выродилась. Собственно говоря, мировая наука находится в глубочайшем кризисе и эти конференции это показывают. Конференции самые скучные места, в которых мне приходится иногда бывать. Если на них бывает хотя бы один содержательный, новый, интересный и актуальный доклад, то это большое счастье. Таких редких докладов в Азербайджане бывает еще реже. Вот в чем проблема.

Но проблема Азербайджана заключается еще и в том, что здесь, на таких собраниях, не соблюдается регламент, порядок и этика. Я это наблюдал на нескольких таких официальных мероприятиях. Если за рубежом мало серьезных докладов, то хотя бы есть порядок. А у нас и порядка нет. Нет и этики по отношению к участникам. У нас так: если у кого-то есть должность и положение, то ему можно все. Остальные же прав не имеют.

Кстати, нечто такое я наблюдал и в Москве. В конце прошлого года я был там, на конференции, посвященной Всемирному Дню Философии. В отличие от бакинского мероприятия, там организация была повыше хотя бы тем, что выступления были в секциях. Но, тем не менее, в секции, в которой участвовал я, была похожая картина. Московские академики, заведующие, директора и прочие должностные лица делали что хотели. Регламента и очередности часто не соблюдали. Модераторы давали всему этому зеленый свет. Один из модераторов - директор института философии одной из стран СНГ – мало того, что не следил за ходом выступлений, но и спал. Создавалось такое впечатление, что он пришел на собрание нетрезвым.

Выступления первоначально давались только русским, украинцам, армянам. Ученым из мусульманских стран СНГ - азербайджанцам, узбекам, казахам, таджикам дали слово только после них. И изначальный регламент был составлен именно так. Чувствововалась явная дискриминация. Но даже при всем этом, россияне так разошлись, что захватили время и не дали выступить почти никому, нарушая все порядки.

Только я стал тогда открыто возмущаться этим и протестовать против произвола. Увидев это, мне все-таки предоставили слово для выступления. Я этого добился со скандалом. Но наше руководство, которое было со мной там, выразило мне из-за этого свое неудовольствие. Дескать, нехорошо так себя вести. Оказывается, я еще и виноват, надо было сидеть и помалкивать, как все. Что поделаешь, рабская психология у наших, к сожалению, пока не ушла в прошлое. Наверное, должно пройти время, чтобы это поколение вымерло. Ведь и Моисей водил по пустыне свой рабский народ 40 лет. И только после смерти того поколения, их потомки добились цели.

А что касается остальных азербайджанских, узбекских, казахских и т.д. участников, все они тогда выступили лишь во второй день, когда в зале кроме их самих никого не было. Сами говорили и сами слушали. Да и то торопили, что мол, заканчивайте побыстрее. И какой в этом смысл? Но они, очевидно, этим были довольны. Только я добился выступления в основной день и сделал это с боем. Действительно, каждый получает то, чего заслуживает.

Теперь насчет академической науки. Да, я согласен с тем, что настоящая философия не может быть умещена в узких рамках академических требований. Собственно говоря, философия не наука, это мировоззрение. Поэтому видеть ее исключительно в рамках академизма, в корне неверно. Такие подходы к философии в Азербайджане, несомненно, пережиток советского прошлого. Но и в развитых странах это есть.

Настоящий философ должен быть признан в массах народа, а не какими-то научными сообществами. Мысли философа должны иметь ценность в обществе, воздействовать на общественный климат, а не замыкаться лишь какими-то ограниченными рецензируемыми журналами. Все эти рецензируемые журналы и научные сообщества могут быть применимы к науке. Но философия не наука и поэтому все это ее ограничивает, подрывает ее дух, делает зависимой от мнения ограниченного круга людей. Те, кто призывает к неким рецензиям, а не выходу в массы, фактически делают философию служанкой неких научных сообществ или других кругов, которые хотели бы ее ограничить своими интересами. Это точно также, как в средние века философию пытались сделать служанкой богословия. Рецензируемость философии превращает ее лишь в некую секту. Совершенно другое дело, что философ может показать свои способности и среди узкого круга специалистов. Но это лишь одна небольшая и необязательная деталь его деятельности.

В то же время, философия настолько широка, что в ней должны присутствовать и элементы академизма. Современный философ должен быть обращен к массам народа и воздействовать на общественный климат. Но, в то же время, он должен владеть и академической наукой, ее нормами, методами и требованиями. Все это делает философа еще более совершенным. Кроме того, современный мир это не древнегреческий полис. В нашем мире форма имеет большое значение. Необходимо посредством академической науки получить все необходимые формальные навыки и степени. А потом обращаться с мудрым словом к массам народа. Поэтому я считаю, что реформы в области академической науки необходимы и ее необходимо поддерживать. Необходим синтез сократистики и софистики (в ее положительном понимании) с методами современного академизма. И научные конференции нужны, если в них есть порядок и если хотя бы четверть выступлений новые, актуальные и серьезные.

Я с тобой соглашусь, что настоящая философия есть в сети Интернет больше, чем в стенах Академии наук, философских факультетах ВУЗов или на научных конференциях. Лично я, в своем институте, часто не могу вести философских бесед. Но в Интернете я это делаю в любую минуту. Конечно же, без Интернета нет современной философии и я не представляю себе, как можно быть философом, не общаясь с народом на интернет-форумах, не создавая блоги, сайты, не демонстрируя мудрость всему миру.