Баку и Мекка - города побратимы по несчастью

Сколько ото всюду мы слышим отзывов о том, насколько Баку стал красивым городом, о том, сколько здесь построено новых зданий, парков, садов. Но разве этим определяется город? А как же понятия истории народа, сакральности, духа, национальной культуры? У нас в центре города строят высотки, нарушают исторический вид города, меняют его дух. И что нам от этих новостроек? Как они воздействуют на молодое поколение, на историческую память нации? Есть только похвала о том, что, дескать, как хорошо смотрится город, вопреки здравому смыслу. Почему-то у нас достижения видятся в строительстве высоток, шоу, показухе. А что же делать с содержанием, духом? Ведь внешний фасад блестит, а внутри может быть гниль. Фасад можно покрасить, а вот суть чего-то изменить от этого невозможно.

К сожалению, у нас считается, что приближение к арабским моделям городов Персидского залива - это главная цель. Я даже часто слышу сравнения строительства Баку с размахом строек Дубая, Абу Даби. Но разве это хорошо? Баку имеет многовековую историю, исторический центр и исторические памятники. А что Дубай? Это выстроенный в пустыне совершенно новый город. Да, в нем новостройки весьма к месту и в центре города. Ведь там нет глубоких исторических пластов. А вот когда в Баку разрушают строения в крепости или приморской зоне и строят очередные новостройки, наносится удар по нашей истории, по нашему национальному самосознанию. Получается, что нет у нас ничего, нечем гордиться, кроме новостроек, шоу и показухе последних 10 лет.

Становится грустно от того, что в Баку повторяется печальный пример Мекки, вся история которой практически полностью разрушена и застроена новостройками, очень похожими на Бакинские. В Мекке похоронена исламская история и в Баку идет процесс похорон национальной истории. Правда, пока он не так полностью завершен как в Мекке. Еще пока кое-что осталось из истории, но, наверное, через некоторое время все это будет уничтожено под аплодисменты и заявления о том, что, дескать, новостройка лучше исторических зданий и как успешно прогрессирует Азербайджан.

Помнится несколько лет назад, будучи в хадже, я прослезился от того, что приехал в город, где нет никакого напоминания о пророке, его приближенных, о священной истории. Все постройки в черте исторического центра уничтожены и заменены высотками. Да, все красиво, как в Баку, но пусто. Нет ощущения того, что находишься в величественном месте. Даже в комплексе заповедной мечети нет ничего древнего, помимо каких-то фрагментов. Но и эти фрагменты подвергли модернизации, перестроили в современном стиле, сделали евроремонт.

Я попытался найти колодец Зам-Зам, но его там уже нет. Нам объяснили, что зачем нам какой-то колодец, если вода уже подана во все концы этого комплекса насосами. Колодец остался под комплексом и его никто не видит. Только краны торчат отовсюду.

Затем я поинтересовался о местонахождении холмов Сафы и Мервы, но обнаружил, что их больше нет. Вернее есть грубая пародия на них. Холмы введены в крытый кондиционируемый павильон. Расстояние между ними покрыто мрамором. От самих холмов открытыми остались лишь фрагменты диаметром 5х5 метров. Да и те были покрыты лаком.

Собственно, то же самое было и в Медине. Там тоже ничего исторического не осталось. В обоих городах нас везли на экскурсию по историческим местам. Но, когда мы приезжали на место исторических памятников, мы там их не обнаруживали. Например, на месте мечети «Две кыблы», мы обнаружили строение в стиле модерн с минаретами напоминающими ракеты. Оказывается, историческую мечеть снесли, а на ее месте построили эту.

На месте битвы «У рва» мы обнаружили только скоростное шоссе. И все остальное было точно также. Только место битвы при Ухуде оставалось в первозданном виде. Да и то потому, что там просто была природа, а не исторические памятники и это место далеко от города. Я даже удивился тому, как еще это место не накрыли павильоном с евроремонтом и не взорвали исторические холмы, дабы стереть этот рельеф.

Вот так, будучи в хадже я не получил почти никакого духовного удовольствия от внешнего вида священных городов. Мне было там скучно и грустно. Я приехал увидеть там напоминание о Пророке, но увидел там все что угодно, кроме этого напоминания. Причем саудовские представители постоянно хвастались тем, какие «грандиозные» работы по перестройке священных городов они сделали. Они показывали нам фотографии старой исторической Мекки и Медины и хвалились тем, как они «успешно» модернизировали эти города. Я тогда был потрясен тем, как эти люди испытывают чувство гордости от того, что они уничтожили свою же собственную историю. Я тогда подумал, насколько же люди могут быть невежественными, что не понимают, что уничтожили свое «Я», свое естество.

В Мекке и Медине нет больше духа Ислама. Мне пришлось констатировать этот печальный факт. И я тогда даже подумал, что не знаю второго такого народа, который испытывает чувство восторга от уничтожения собственной истории. Но потом вспомнил о моем родном городе, в котором родился и прожил всю свою жизнь. Ведь и в моем городе происходит именно это. Значит мы вторая в мире страна, которая планомерно разрушает свое прошлое и испытывает восхищение от этого.

Но вот вдруг снизошло божественное чудо на мой город. В связи с мировым кризисом строительство в Баку по большей части приостановилось. Больше нет такого размаха строительства новостроек, как раньше. Есть надежда, что хоть что-то от нашей истории уцелеет. Очевидно, Богу угодно хоть что-то сохранить для следующих поколений. Мировым кризисом Бог нам дал лишь отсрочку для того, чтобы мы опомнились. Но вряд ли мы это поймем.

И вдруг я подумал о том, что очевидно Бог чуть больше любит Баку, чем Мекку с Мединой. Дал он нам надежду на спасение мировым кризисом. А священные города спасти уже невозможно. Возможно, это является знамением того, что мусульманского мира больше нет. Ницше говорил о смерти Бога. Я этого не скажу, но скажу другое: Умер не Бог, а исламская цивилизация. И Священные города Мекка и Медина являются знамениями этого.

А Баку разрушили пока еще не полностью. Может быть это знамение того, что нашему народу все же суждено жить, в отличие от исламской цивилизации? Но, честно говоря, мне в это с трудом верится. Слишком много несправедливости, фальши, беззакония, произвола, лести, лизоблюдства, невежества вокруг. Таким нациям Бог не дает будущего.