О том, что протестовать против разрушения исторического памятника в Баку нелогично

15.06.11 г.

Несколько лет назад я написал статью под названием "Баку и Мекка города-побратимы по несчастью" http://alizadeh.narod.ru/article/45.html .

Тезисы этой статьи остаются актуальными и сегодня. Вот сегодня уважаемые азербайджанские журналисты на ФБ были возмущены уничтожением надписей 14 века в бакинской крепости. Там были высечены коранические аяты и дата сооружения. Это было сделано потому, что помещение под надписями было превращено в общественный туалет. Однако я зашел в тему и призвал уважаемых собеседников подумать над тем, мало ли исторических памятников у нас разрушается? Вот на площади Азнефть разрушили дом царского губернатора периода Российской империи, в бакинском районе Баилово снесли историческую тюрьму, где сидели И. Сталин и М. Расулзаде (один из основателей азербайджанской государственности). В центре города, сколько объектов снесли, что нарушили исторический центр. Причем везде говорят о том, что на месте старых построек возвели новые, супермодерновые здания. И это показатель прогресса Азербайджана. Только вот не задают себе прогрессисты элементарный вопрос о том, что лучше всегда есть куда. Так парижский музей Лувр, Британский музей, дворец русских императоров можно снести и построить на их месте куда более грандиозные здания. Каждый руководитель стройки может похвастаться, что он построил строения в разы лучше, чем императоры великих империй. Куда им до бакинских прорабов?

Был я в Истанбуле. Проезжал как-то на такси вдоль исторической Константинопольской крепости периода Византийской империи. Там часть стены была разорвана и не восстановлена. Казалось, что ее кто-то специально взорвал. Спросил я об этом таксиста. Он мне ответил, что это то самое место, откуда армия турецкого султана Мехмата II вошла в город в результате многомесячной осады в 1453 году. Этот участок стены был разрушен залпом знаменитой пушки Урбана. Я спросил, а почему турки это место не отреставрируют и не восстановят стену. Он мне ответил, что это история народа. Трогать это нельзя.

Тогда я был восхищен мышлением всего лишь простого таксиста. И сразу подумал о нас. У нас бы на этом месте возвели бы грандиозную высотку. Либо же там открыли бы очередной туалет. Действительно, что толку от развалины стены? А на туалете заработать можно!

Ну а теперь стерли надпись 14 века. Это вполне закономерно. У нас и дальше будет идти этот процесс, так как нет никакого привлечения народа к процессам в стране, нет дебатов, полемики, дискуссий, разных мнений, у нас слабое правовое регулирование и многое другое. Везде и во всем только монополии. То, что написано по этой теме нашими журналистами, это борьба Дон Кихота с ветряными мельницами. Пока не произойдет системных изменений в сторону широкой демократизации, ничего не изменится. Только жаль, что разрушенной истории уже вернуть невозможно. Короче говоря, все упирается в реформы в политическо-экономической системе страны. Пока этого не будет, ничего не изменится.

Уважаемые журналисты призвали протестовать против разрушения надписи 14 века. Но я спросил у них, а как это сделать, если у нас тут подавляется любая гражданская инициатива? Вот мы можем выйти на пикет против вандализма. Это делается в любом демократическом обществе. Но ведь не дадут. Сразу отправят полицию и дадут нам по головам дубинками, а потом начнутся неприятности по жизни. Также в демократическом обществе работают суды. Общественные организации и личности подают в суд. Но тут какой суд? Исход суда по таким делам заранее будет предопределен не в нашу пользу.

Потом я сказал, что даже если мы задумаем протесты против разрушения памятника 14-го века, то нас ненормальными объявят. Скажут, что вместо того, чтобы делом заняться, деньги зарабатывать мы думаем о каких-то надписях многовекового прошлого. И другим пытаемся не дать заработать деньги в туалете!

Тем не менее, официальная точка зрения другая. Включаем телевизор и везде говорят, что у нас памятники истории сохраняются и реставрируются. А как? Вот простой пример дворец Ширваншахов в бакинской крепости. Там сделали евроремонт и назвали это сохранением истории Азербайджана! Что мы имеем? Древние строения облицовывают и красят в современном стиле. Никакого ощущения старины нет. А на самом деле это тоже разрушение памятников. Их приводят в такое модерновое состояние, что старины уже не ощущается. Как-то повел я гостя из Москвы в этот самый дворец Ширваншахов. Он был культуролог. Сказал, что снимет эту достопримечательность и будет показывать слайды на занятиях студентам в Москве. Но когда он зашел внутрь и увидел евроремонт, он улыбнулся и спросил: "А здесь действительно жили Ширваншахи?". В результате, он ничего не снял и ушел оттуда.

Один из журналистов объявил, что поместил подобный материал на своем ресурсе и назвал его "Неуважение к истории". Но я ему возразил, что это акт вандализма и он очень мягко назвал это "неуважением к истории". Все у нас пишут об армянском вандализме. Но если обобщить все подобные факты, то наши сами совершили актов вандализма, наверное, не меньше к самим себе. Просто о себе у нас непринято говорить ничего критического. Официально у нас все хорошо. А кто говорит, что что-то не так, значит он оппозиционер. И все! Никакого другого подхода нет. У нас так: или ты сторонник власти или оппозиционер. Черное или белое. Между ними ничего нет. Кто не с нами, тот против нас. Вот так мы и живем!

И в заключении я заявил, что кроме всего изложенного выше, протестовать против этих туалетчиков несправедливо и нелогично. Ведь как было уже ранее сказано, в городе много объектов разрушено. По логике, протесты должны быть и против всего остального тоже. Но этого не сделает никто, так как многое сделано очень высокими инстанциями. Им что-то возразить не рискнет почти никто. А тут какие-то несчастные туалетчики стерли надпись 14-го века. С ними справиться будет, конечно же, легче. Поэтому поразмыслив, можно прийти к выводу, что протестовать против разрушения истории нелогично. А раз так, то пускай разрушат все. Зачем нам история? Главное, чтобы были высотки, которые не построил ни один император, но построил простой бакинский прораб.