О вере современного человека

20 Июль 2011 г.

Глобализирующемуся миру необходима такая вера, которая бы шла в ногу с современными мировыми процессами. Ведь как бы ни шел прогресс и как бы не глобализировался бы мир, вера у людей все равно будет. Но создание новых религий, как показала практика, не эффективно. Они сразу превращаются в секты, так как не имеют традиций, истории, богословия. Они бывают такими же искусственными и бесперспективными, как язык эсперанто.

В то же время, почти все современные традиционные религии совершенно не подходят для современного глобализирующегося мира. Они все направлены в прошлое. В них слишком много догматики, постов, правовых предписаний. А главное, там слишком много запретов для современного человека. Что ни делаешь, все грешно. А это неприемлемо.

Глобализирующемуся человеку эпохи постмодерна нужна максимальная свобода. А современные религии запрещают даже думать, рисовать, лепить, творить, держать домашних животных. Что ни делаешь, то все нельзя. Как же так? Прогресс нарастает, а все нельзя. Это же не реально. Видя преимущества развитых обществ, люди все равно все тянутся к ним. Давление и запреты могут привести лишь к лицемерию, двуличию и ханжеству, что и существует в современных традиционных обществах.

Богословие ничего принципиально нового дать не может. Оно только плетется за современными достижениями и дает оценки уже сделанным открытиям. При этом они не могут повлиять на сам процесс прогресса мировых обществ. Те регионы мира, где позиции богословов сильны, являются отсталыми и неразвитыми. А поэтому обречены быть в колониальной или полуколониальной зависимости от развитого мира.

Получается противоречивая картина. Религиозные общества, выступающие против греха, на самом деле пользуются всем тем, что дает им тот самый грешный мир, против которого они выступают. Получается, что если бы не те грешники, то все верующие бы пропали и не обладали бы вообще ничем. Вернее они бы существовали, но только в каменном веке.

Некоторые религиозные модернисты пытаются приспособить отжившие религиозные догмы под требования современности. Например, в европейских церквях разрешают служить женщинам в качестве священников, некоторые ближневосточные реформаторы разрешают банковские проценты. Некоторые церкви даже разрешают однополые браки. Это тоже вызывает недоумение, так как разрешая это, они по прежнему относятся отрицательно к обычному сексу с женщиной вне официального брака.

Однако все эти косметические меры не способны ввести даже реформированное религиозное мировоззрение под требования современности. Дело в том, что какими бы глубокими не были реформы, все равно они приводят к новым догмам. Традиционная религия просто заменяет одни догмы на другие. Но это неприемлемо для постмодернистского сознания современного человека, который не желает вписываться ни в какие догмы. Поэтому в развитых обществах религия обречена на отмирание. Да, там существуют культовые сооружения, но люди лишь иногда приходят туда для совершения ритуалов. Но в повседневной жизни не применяют религиозные догмы. А приходят они туда только потому, что вера необходимо присуща душе человека. Поэтому как бы для отмывания грехов они могут пару раз прийти в культовое сооружение, но потом все равно живут так, как им хочется.

Таким образом, с развитием мира необходимо пересмотреть понятия о вере и религии. Эти понятия часто отождествляются, хотя это разные вещи. Ведь именно вера является атрибутом души человека, а не религия. Религия это уже внешнее общественное явление, которое держит эту веру в определенных рамках и облекает ее в культовую и формальную форму. В современном обществе именно эта формальная и внешняя оболочка терпит банкрот. Но никак не вера отдельно взятого человека. Религия в развитом обществе существовать может, но только для тех, кто этого хочет. Ее невозможно навязывать всем. Но вера есть у каждого и это главное. Неважны внешние культовые проявления и ритуалы. Главное это вера. Если человек верит, то даже при отсутствии внешних ритуалов, он является верующим. Ведь никто не может войти в глубины его души и проверить степень и существо этой веры.

Вера человека должна быть такой, какой он сам себе этого пожелает. Ведь современный человек желает пользоваться не навязанными ему извне догмами и правилами, пусть даже они будут истинными. Истина более не интересует современного человека, тем более что это относительное понятие. Ему необходимо самому создать для себя эту истину. Он желает сам быть творцом всего вокруг, он желает создать свой мир. Он творит окружающую его рельность и хочет иметь свою систему ценностей, а не навязанную ему извне какими-то традициями. Чем больше развит человек, тем больше у него вырабатывается именно такой тип мышления. Традиции могут рулить только в неразвитых обществах. Поэтому необходимо выбирать: либо народ должен быть неразвитым, но при этом зависимым от других. Либо же он должен быть развит, но со своим взглядом на мир. В последнем случае государственное устройство и религиозные структуры обязаны отступить и дать им максимальную свободу. Как показывает практика, традиционное религиозное общество и прогресс понятия несовместимые. Всегда надо выбирать между ними. Храмы должны строиться не на площадях, а в душе каждого человека. При этом инженером и строителем должен быть он сам.

Верить или не верить это выбор самого человека. Равно как и то, во что именно верить. Вера современного человека не должна быть навязываема ему извне, для него не может быть авторитета каких-то лиц или традиции. Эта вера строится на интуитивных побуждениях его души в сочетании с тем внешним миром, в котором он живет и его познанием.

Современный развитый человек должен идти путем осмысления всех феноменов вокруг себя, учитывать разнообразие мира, в котором он живет. Главным в вере каждого человека является убежденность в том, что ни при каких обстоятельствах нельзя вредить другим людям ни в чем. Вот это самое главное, а не то во что верит тот или иной человек. Часто люди заявляют о своей религиозности, но делают действия затрагивающие интересы других людей. Да и история полна сценами принуждения и насилия на почве религиозности.

Истину тоже человек должен выводить для себя. Даже если ему для этого придется идти путем проб и ошибок. Не нужно заставлять себя слушать других людей. Они не переживают те состояния, которые живет каждый из нас. Надо делать все, к чему побуждает душа, даже если это приведет к ошибке. Путем постижения ошибок каждый человек может прийти к той истине, которая его устраивает. Да и понятие ошибки весьма условное. Для каждого она своя. Совершенно нелогично слушать наставления других людей, пусть даже они будут богословами. Ведь они сами говорят о том, что безгрешных людей нет. Да и сами они грешные люди. А как же можно следовать наставлениям таких же грешных людей, как ты сам? Пусть ты грешен в одном, но ведь и они грешны в другом. И никто не может утверждать, что их грехи лучше грехов других. Это не людям решать.

Что касается фактора греховности, то необходимо как можно больше подавить чувство вины. Этого можно достигнуть применением наиболее легких религиозных традиций. К примеру, сексуальные вопросы необходимо облегчать более терпимыми традиционными воззрениями, как это имеет место у шиитов, практикующих временные браки. В этом случае чувство провинности отпадает.

Необходимым также является терпимое отношение к вере других людей.

Итак, вера современного развитого человека должна основываться на:

- выстраивании своей системы ценностей на основании позывов своей души;

- полном или частичном отрицании религиозной традиции;

- самопознании без выслушивания наставлений других людей;

- постижению только своей истины путем проб и ошибок;

- принципе отказа от нанесения вреда другим людям;

- применении наиболее легких положений из традиции, чтобы облегчить чувство провинности;

- терпимом отношении к вере других людей.