Мои впечатления о научной конференции «Диалог культур в условиях глобализации»

03.07.10

29-30 июня этого года в Баку проводилась научная конференция на тему «Диалог культур в условиях глобализации». В конференции в основном участвовали научные сотрудники Института Философии РАН и института Философии, Социологии и Права АН Азербайджана. Как сотруднику этого института меня обязали принять в ней участие и выступить. Я решил серьезно подготовиться и представил свое выступление с показом слайдов на весьма актуальную тему о деятельности философов в современном мире. Однако, когда я получил программу конференции, то обнаружил, что мое выступление было запланировано самым последним. Это было 33-е (!) по счету выступление. Очевидно руководство сочло мой доклад самым недостойным. Ну и ладно, у меня больших амбиций нет и человек я не обидчивый. Просто я сразу подумал о том, как же успею выступить и что там смогу показать при такой насыщенности выступлений? Да и обидно было из-за фактически впустую потраченного времени на написание доклада и составление тематических слайдов. Но руководству, как видно, это было не нужно. А тогда зачем же меня обязали подготовить не просто доклад, но хороший доклад? Странно это.

Вот еще что. Накануне этой конференции меня включили в состав азербайджанской делегации для участия в международной конференции, которая проводилась в Астане по линии ОБСЕ и была посвящена проблемам толерантности. Она тоже проводилась 29-30 июня. МИД Азербайджана послал официальное письмо в Национальную Академию Наук Азербайджана по поводу моего участия там. Однако руководство института Философии, Социологии и Права заверило меня, что, дескать, я гораздо нужнее на бакинской конференции и отказалось отпускать в Астану. Ну а я, по своей душевной простоте, поверил своей "незаменимости" на бакинской конференции, о чем утверждало начальство. Подумал, что раз тут я нужнее, да будет так. Но на самом деле от моего присутствия/отсутствия конференция бы не пострадала. На этой конференции почти все участники были нужны для показухи. Это как массовка, массовые сцены при съемках фильмов. Но для этого меня вполне можно было бы заменить любым прохожим с улицы. На этой конференции были действительно нужны только несколько человек, которые постоянно выступали, и модераторы. Но я не был из числа ни тех, ни других. Поэтому почему меня не отпустила дирекция института в Астану, остается вопросом философским. Но на то и наш институт философский!!!

Все же я еще надеялся, что все выступления разобьют по секциям и мы все сумеем нормально выступить. Но, придя в новый выстроенный на Бакинском бульваре Бизнес-центр, где проводилась конференция, стало ясно, что никаких секций не будет. Всех усадили в одном общем зале и обязали выслушивать все выступления. Короче говоря, мне сразу стало понятно, что ничего интересного здесь не будет и вряд ли мне вообще предоставят слово. Но сидеть там пришлось все 2 полных дня, так как нас всех обязали в обязательном порядке там присутствовать.
Впечатления об этой конференции лично у меня сложились самые отрицательные. Я не обнаружил там практически ни одного серьезного и яркого выступления. Все говорили общие слова, рассуждали либо на неинтересные и никому не нужные неактуальные темы, либо говорили вещи, которые всем известны и без них.

По ходу конференции выяснилось, что никто не собирается соблюдать хоть какие-то правила, регламенты, порядок выступлений. Модераторы, из числа ведущих азербайджанских и российских деятелей науки ничего не делали, чтобы навести порядок. Наоборот, они сами содействовали беспорядку.

«Порядок» на конференции соблюдался так: тот, кто начальник, директор, завсектор, академик и другое высокое должностное лицо, тому никакой регламент не указ. Они говорили столько, сколько хотели; брали право на реплики после других выступлений, но фактически реплику превращали в выступление. Они также под предлогом задавания вопросов другим докладчикам фактически превращали этот повод для своего нового своего выступления. Никакого противодействия модераторов этому беспределу не было. Ну ладно, Бог с ними, если бы они при этом высказывали ценные мысли, говорили об интересных и актуальных темах. Но ничего подобного не было. Были только скучные и нудные философствования ни о чем. Неужели они серьезно полагали, что это может быть интересно слушателям?

Несмотря на насыщенный и нереальный график, тем не менее, модераторы вводили в число выступавших людей, выступления которых не были заявлены в программе, что сводило на нет надежду заявленных участников на выступление. Очевидно это были их приближенные люди. Но, разумеется, никакой ценности выступления этих незаявленных людей не представляли. Откуда только у людей столько стремления выступить, но не подумать о том что именно говорить? Они не смотрят на себя со стороны, не смеются над самими собой. А надо бы... Ведь со стороны хорошо видно, кто и что из себя представляет.

Также чувствовалось стремление азербайджанских модераторов угодить во всем москвичам. А те, видя это разошлись не на шутку и по полной программе. А вообще-то многие наши интиллигенты всегда стараются угодить всем - русским, англичанам, французам. Порой в этом их так зашкаливает, что становится тошно, в том числе тем, кому они пытаются угодить. На этой конференции это стремление было именно таким. Даже официальный конституционный язык Азербайджана был проигнорирован и ни слова на азербайджанском языке не было сказано на протяжении всех этих 2 дней. Короче говоря, угодили по полной программе.

При этом обращало на себя внимание абсолютное отсутствие элементарной этики и культуры по отношению к своим коллегам. Ведь выступая по много раз под разными предлогами, докладчики совершенно игнорировали остальных своих коллег, которые из-за них не сумели выступить со своими докладами. Поэтому их философствования о том, как что-то должно быть, как нужно жить и что нужно делать по жизни свелись на нет. Ведь высокопарно рассуждая обо всем этом и не показывая свой собственный пример, невозможно убедить окружающих в чем либо. Очевидно, они об этом не задумывались, по крайней мере, на бакинской конференции. Модераторы, которые вели конференцию, созданием условий для всего этого нарушили права остальных участников.

Что же касается участников, которые не были наделены должностями и академическими регалиями, оставались в стороне и практически было невозможно задавать докладчикам вопросы и участвовать в дискуссиях. Да и не было в этом смысла, так как это привело бы к очередному поводу для высокопоставленных мужей от науки сделать свой очередной нудный доклад вместо конкретного ответа на вопрос.
Приезжие из института Философии РАН, несмотря на свои высокие регалии, не сумели оставить о себе положительное впечатление своими яркими, новыми, актуальными докладами. Ну, может какие-то моменты в выступлениях одного-двух были таковыми, но это было так эпизодически, что осталось незаметным.

Что же касается многих азербайджанских научных сотрудников, то создавалось такое впечатление, что они бы хотели показать себя с лучшей стороны перед московскими коллегами, но совершенно не представляли себе, как это сделать. Во-первых, их выступления также были малопонятными, неактуальными и скучными. Во-вторых, чувствовалось, что они почти не готовились к выступлениям. Скорее всего, использовали свои старые когда-то написанные статьи. Собственно говоря, это же самое явно чувствовалось и у многих их российских коллег.

Ну да ладно, все бы ничего, но не удалось даже пообщаться с московскими коллегами и обсудить с ними какие-то проблемы даже в кулуарах. Конференция была организована совершенно не в научном формате. Никаких условий для научных дискуссий не было. Все сидели в общем зале с 10.00 до 17.00. Никакого разделения на секции не было. А в общем котле говорили только особые люди из начальства и все. Ну, разве в таких условиях можно вести серьезный разговор? О какой науке может идти речь? Зачем было созывать эту конференцию?

А мне все-таки дали последнее слово. Я был единственный на этой конференции, кто выступил с показом слайдов на конкретную тематику. Однако я пожалел, что выступил. Надо было отказаться от этого выступления. Во-первых, после 8 часов непрерывных докладов уже никто ничего не понимал. Во-вторых, мне не дали полностью раскрыть тему, оборвав на 7-й минуте мотивируя это каким-то регламентом, которого для других не было. Как говорили римляне, «позволенное Юпитеру не позволено быку».

Вот так прошла эта конференция. Для меня там никаких положительных впечатлений или научной пользы не было. Да и те, кто меня окружали там, выражали неудовольствие всем этим, но, конечно же, тихо, чтобы их никто не услышал. Просто провели конференцию ради пиара, ради галочки, а не ради научных принципов или для души человека.

А вообще-то эта конференция стала еще одним очевидным свидетельством того, в каком глубочайшем и даже безнадежном кризисе находится философская наука в Азербайджане. Да, публикуются разные статьи и книги по философской проблематике и защищаются диссертации, но в большинстве из них нет ничего по существу, нет никакой научной пользы или ценности, нет актуальности и новизны. Защиты диссертаций, к тому же, носят формальный характер. А насчет плагиата вообще говорить излишне, так как совсем недавно большое количество таких фактов было ракрыто, о чем публиковалось в прессе. Статьи публикуются либо для допуска на защиты диссертаций, либо для отчета, либо для саморекламы и часто носят формальный и бессодержательный характер. Есть только форма, но не содержание. Да и форма уже не та, так как постепенно понятие о том, что такое настоящая мудрость, уходит в прошлое. Сейчас уже не мудрое слово, а общественное положение, высокие должности, связи, кулуарные интриги, скандалы и материальное состояние решают проблемы философии. В Азербайджане философия, в большинстве случаев, утратила значение мудрости. В основном все делается только для пиара, для саморекламы, для галочки, для показухи и вообще всего чего угодно. Но не ради науки, не ради философии, не ради общественной и индивидуальной пользы людей. И проведенная конференция в очередной раз вскрыла все эти проблемы.

Единственным однозначным и бесспорным плюсом этой конференции был вкусный и разнообразный обед и кофе-брейки. Короче говоря, на этой конференции удовольствие получил мой желудок. Но зачем мне все это? Мне было важно удовлетворение души, ведь настоящая философия превыше всего в этом бессмысленном мире. Желудку же было бы достаточно лишь кусочка сухаря и стакана воды. Много ли надо философу? Лишь крыши над головой и куска сушенного хлеба.

И очень жаль бессмысленно проведенного там времени. Целых 2 дня я провел в этом зале. А это слишком много для моей короткой жизни.