Есть ли в Коране побивание камнями? Какая разница?

6 сентября 2014

Исламская реформационная мысль развивается, на мой взгляд, в неправильном направлении. Там доминирует такое мнение, что надо опираться на Коран, а не на хaдисы. Реформаторы критикут хадисы, но штудируют Коран. Но никакого эффекта этот путь не приносит и не может принести.

К примеру исламские реформаторы пытаются доказать, что нет в Коране раджма (побивание камнями за прелюбодеяние). Какая разница, есть в Коране раджм или нет? Ну нет раджма, но есть отрубание рук ворам. Это лучше что ли? Все равно все это присутствует в исламской традиции и никуда от этого никто не денется. Надо не коранические буквы штудировать, а понять, что все эти моменты были обычными в рабовладельческом арабском обществе 7 века. Потом они некоторое время еще работали в средневековье. Но применять их сегодня нельзя. Изменился мир. Ценности изменились, мир перешел от рабовладения и патриархальности к постиндустриализму и либерализму. До этого миновал капитализм, социализм. Экономика, политика, быт и прочее строится на совершенно других принципах.

Надо перестать штудировать букву Корана или критиковать хадисы. Надо вникнуть в дух этого самого Корана и хадисов, надо провести четкое разграничение, что приемлемо для нашего времени, а что является уделом прошлого. Коран (или хадис), сотворен во времени и пространстве. А следовательно его повеления тоже могут быть рассчитаны на определенное время, а не на вечность. Ничего вечного нет, в том числе и религиозных повелений. Все меняется во времени, кроме Бога. А Коран это не Бог. Это творение Божье, как и все в этом мире.
Прошло около 1450 лет после появления Корана. Там было обещано, что конец света наступит скоро (как и в других Писаниях). Но не наступил. А за это время все изменилось и продолжает меняться. Следовательно надо понять, что Бог передал человеку обязанность распоряжаться своей жизнью. Развитое человечество прошло период младенчества. Это раньше человек был неразвитым и нуждался в различных повелениях, как младенец нуждается в этом от родителей.

Сегодня человек достиг полной зрелости. Следовательно повеления прошлого не могут полностью быть приемлемы для нынешнего времени. Поэтому надо извлекать из религиозного наследия не букву, а дух. Рассматривать ее как цивилизационную основу, извлекать из нее мудрость и этико-нравственные моменты. А право надо строить на основании целесообразности сегодняшнего дня.