О закрытом иджтихаде

2013

 Практически в любой религиозной исламской литературе причиной многовекового и продолжающегося сегодня отставания мусульманского мира называется закрытость иджтихада. То есть много веков назад мусульманские богословы сочли, что больше исследовать нечего и решили больше ничего не делать.

 Аргумент совершенно неубедителен. Дело в том, что прогресс науки, техники, общества и т.д. обеспечивают не религиозные, а естественные и общественные науки. Какое отношение к математике или физике имеет закрытость иджтихада в Исламе? Это богословие, а то совсем другая область. Ну и пусть был закрыт иджтихад. Почему никто не делал изобретений в технике, химии?

 Кроме того, закрытие иджтихада касалось только 3 суннитских богословских школ Ислама - ханафитской, шафиитской и маликитской. Другие ветви (хариджиты или шииты) Ислама никогда иджтихад закрытым не считали и успешно развивали свое богословие. Даже одна суннитская школа - ханбалитская, не считала иджтихад закрытым.

 Теперь ладно, пусть те три суннитские школы отстали из-за закрытости иджтихада. А почему не было развития в тех обществах, в которых были установлены шиитские, хариджитские или ханбалитские режимы?

 Сегодня уже никто не говорит о закрытости иджтихада. Вроде и те три суннитские школы уже давно открыли иджтихады. И что? Чувствуется какое-то развитие мусульманских обществ? Они как отставали в прошлом, так и сегодня отстают от развитого мира.