Я - жертва насилия

20 января 2011 г.

Есть известная философская категория детерминанты и свободы. Проще говоря, детерминанта это принуждение или предопределенность. А свобода это возможность свободного выбора. Это практически нерешенная проблема в философии. С одной стороны все мы находимся под принуждением, а с другой, вроде бы совершаем свободные действия, к которым нас никто не принуждает.

На эту тему иного спорили еще в античности. Но особый смысл эта проблема приобрела в средние века, когда были распространены монотеистические религии. Ведь нужно было оправдать Бога за существующее в мире зло и объяснить, за что именно Бог кого-то карает, а кого-то оправдывает.

Я решил поразмышлять обо всем этом сам, без учета религиозных догм и различных философских учений. Мои размышления базируются только на своем личном примере. Ведь прожил я уже немало и могу сделать какие-то выводы.

Итак, что произошло со мной? Ранее меня не было, а потом я появился. Но разве я хотел или не хотел появиться в этом мире? Меня ведь никто об этом не спрашивал, никто не давал мне право выбора. Значит, я был принужден родиться на этот свет и свободы у меня не было.

Далее я появился в городской семье, более-менее обеспеченной, условно интеллигентной и обладающей определенным положением. Теоретически я мог появиться в бедной сельской семье, семье пьяниц, преступников или же в семье миллионеров? Также теоретически мог появиться в Америке, Китае или Африке. Но этого не произошло. Следовательно, я был принужден родиться на свет именно в Азербайджане и именно в этой семье.

Место рождения и семья в свою очередь принудили меня к определенным правилам поведения и традициям семьи, народа, общества и страны, где я нахожусь. Делая выбор своей учебы и работы я, также исходил только из тех возможностей, которые мне были изначально предопределены. Я не мог бы, к примеру, пойти в другую школу или поступить в университет где-нибудь в Австралии или Новой Гвинее.

Далее я состоялся как взрослый человек и вроде бы уже мог выйти из-под опеки родителей и быть свободен. Я стал работать, пошел в армию, потом женился. Но мог ли я этого не сделать? Теоретически да, но практически нет. Ведь не работая, я бы не прожил; отказавшись от армии, был бы арестован; а жениться был принужден, так как такова была атмосфера общества, в котором я жил тогда. А раз так, то и не мог не родить своего сына. После рождения сына я был принужден его вырастить. Опять-таки, никакой свободы, по сути, у меня не было. Я был ко всему этому принужден.

Потом надо было что-то сделать, чтобы как-то утвердиться в этом ужасном обществе, которое меня окружает. Пришлось пойти по научному пути, так как ничего другого у меня на тот момент не было. Я дважды защитился потому, что был принужден это делать, иначе об меня бы вытирали ноги. Значит и здесь я был принужден.

На протяжении своей деятельности я постоянно вынужден считаться с мнением своих коллег начальников, директоров, министров, глав районов, полицией. Они все предопределяют мои действия. Если бы не начальник, то я бы сделал то или иное действие по-другому. Но начальник меня принуждает именно к этому.

То же самое в семье. Все на всех, так или иначе, давят. Даже если с улыбкой на лице, но давят. Все чего-то хотят и невозможно не считаться с мнением жены и детей. Следовательно, те или иные действия всегда совершаются с учетом их интересов. Если бы не они все бы было по-другому. Значит и тут я принужден.

Смотрю я телевизор. Но ведь я принужден смотреть именно тот круг и тот тип передач, которые навязывает мне телекомпания. То же самое и по радио, и в интернете.

В вере тоже я не свободен. Мне навязывают именно тот тип религии, который распространен в этом обществе. Я не могу исповедовать ее так, как хочу. Меня просто объявят неверным.

А когда придет момент смерти я этого тоже избежать не смогу. Следовательно, и тут я принужден умереть.

Если все это проанализировать, то получаем, что я вопросе рождения и смерти, выборе семьи и первых шагах в жизни иных вариантов просто не может быть. А вот в других случаях это может быть теоретически. Я мог бы взбунтоваться против порядков своей отцовской семьи, развестись с женой, или поменять работу. Но на самом деле я бы просто из одной предопределенности и принудиловки попал бы в другую. Ушел бы от родителей оказался бы принужденным к законам улицы. Женился бы на другой женщине, был бы принужден терпеть уже ее капризы. Ушел бы от одного ненавистного начальника, попал бы к другому.

Таким образом, на самом деле есть только бесконечные варианты различных предопределений и принуждений. На самом деле никакой свободы не существует. Это лишь мираж. Нам лишь кажется, что мы что-то делаем свободно. На самом деле эта «свобода» тоже предопределена. Например, можно убить и не убить плохого начальника. Вроде это свобода. Но на самом деле убивший это был предопределен сделать по причине своего психического состояния, либо же обстоятельств. Весь комплекс проблем и принудил его убить его. Иначе и быть не могло. А общество точно также принуждено его карать за убийство, так как по-другому и не бывает.

Именно поэтому я пришел к выводу о том, что невозможно утверждать, что кто-то хороший, а кто-то нехороший человек. Невозможно однозначно никого обвинить ни в чем. Нет понятий плохого и хорошего; злого и доброго. На самом деле все это является лишь порождением предопределенности и принуждения. Если произошло хорошее, значит, это было предопределено. А если плохое, то и это было предопределено.

Пусть богословы говорят что хотят, но я не вижу никакой свободы своих действий. Я весь в предопределении. Богу, да и людям, просто не за что меня судить. Я не могу ничего изменить в своих поступках и действиях. Поэтому я совершенно не понимаю, по каким критериям Бог будет кого-то в рай, а кого-то в ад определять? Ведь все предопределено и никто не свободен. Даже самый мерзкий идолопоклонник принужден быть идолопоклонником хотя бы потому, что родился в Богом забытой индийской деревне и не имел никаких шансов стать мусульманином или христианином.

Единственное, в чем я свободен, так это в своей душе. Я все время принуждаем, я все время подвергаюсь насилию, меня всегда вынуждают делать то, чего бы я не хотел, или делал бы по-другому. Но будучи принужденным делать все свои поступки под принуждением, я всегда имею свое мнение по этому поводу. Однако свобода души никак не помогает мне совершать поступки так, как я понимаю то, или иное дело. Эта «свобода» всегда остается только в теории в моей душе и не проявляется. И то, что я пишу в Интернете и есть единственная моя свобода. Да, ресурсы, где я пишу предопределены. Я пишу только тут, где мне позволяют это делать. Но вот писать обо всем, я могу. Здесь я только теоретически мыслю так, как должно быть. Но, на самом деле, во всех своих действиях – плохих или хороших, я принуждаем. И не могу сделать что-то по-другому.

Таким образом, я пришел к выводу о том, что Бог не может меня судить по моим делам, так как я совершаю их по принуждению. Я просто не ответственен ни за что. За что меня судить? А вот в своих мыслях я свободен. Поэтому, мне кажется, что именно за свои помыслы и буду я судим. Ведь только в этом я свободен, а не в своих поступках и образе жизни. Именно поэтому я буду здесь честен и искренен. Я буду писать то, чего я сам просто не могу делать потому, что этот мир меня принуждает делать все так, как я делаю. И здесь некоторые люди тоже стараются не пускать меня быть свободным. Они мне говорят, что я всегда не прав, я пошляк, я не воспитан. Мной постоянно недовольны. Они хотят отнять мою единственную свободу. Меня обвиняют и обвиняли здесь во всем. Но свою душевную свободу здесь я сумел сохранить. Тут я говорю и мыслю так, как хочу. Думаю, что и Бог меня будет судить именно по этим мыслям и моему духовному состоянию. Ведь за все остальное он меня просто не имеет права судить. Во всем остальном я не свободен.