Айдын Али-заде

Религиозные ценности в контексте взаимодействия культур российского и азербайджанского народов

Культурные связи различных государств, которые существовали на территории современной России и Азербайджана существовали с древнейших времен. Причем следует особо отметить, что эти контакты были, в том числе, межцивилизационными, так как происходили между славянскими, тюркскими, финно-угорскими, кавказскими и персоязычными народами.

Когда идет разговор о цивилизационном взаимодействии культур, то невозможно не затрагивать такой важный фактор, как религия. Согласно современным культурологическим исследованиям, практически не было периодов истории человечества, в которых не было бы религиозных верований. В настоящее время этот фактор также играет большую роль в деле формирования мировоззрения различных народов. Поэтому наряду с потитико-экономическими, национальными и другими факторами должен быть учтен и религиозный фактор.

В то же время, существуют определенные проблемы, связанные с отношением к религии на пространстве стран бывшего СССР. Дело в том, что вопросы, связанные с религией часто рассматриваются в контексте политики, идеологии, экономики. По этой причине можно наблюдать некоторое настороженное отношение к ней.

Действительно, существуют попытки политизации религии и использования ее в качестве инструмента для достижения каких-то приземленных материальных интересов. Разумеется, что мы являемся свидетелями того, как различные религиозные группы и деятели использовали и используют религиозный фактор для дестабилизации политического положения в различных странах. Это сопровождается массовыми жертвами, что несовместимо с гуманистическими принципами этих религий. В то же время, всем известна неоднозначная история всех мировых религий, различные интерпретации религиозных текстов, случаи религиозного фанатизма и деструктивной деятельности религиозных групп и даже государств.

Однако все эти печальные факты не дают никакого юридического или морального права однозначно относиться к религии как исключительно негативному фактору. Невозможно оспорить то, что все мировые религии несут в себе миролюбивый гуманистический потенциал, а также то, что на протяжении мировой истории религия была важным фактором в формировании мировоззрения различных народов. Именно черпая вдохновение в религии, жили и творили мировые мыслители, писатели, создавались шедевры архитектуры, каллиграфии, живописи. Этические и моральные предписания религиозной традиции до сегодняшнего дня играют важную роль в воспитании и жизни, как целых народов, так и отдельных личностей.

Таким образом, существуют как положительные, так и отрицательные моменты, связанные с вопросами религии. И это естественно. Собственно говоря, в какой сфере человеческой деятельности нет, как положительных, так и отрицательных моментов? Человек вообще являет собой контрастное и несовершенное существо, и подходить к различным видам его деятельности лишь в дуалистическом понимании «плохо-хорошо» нельзя. В каждом «плохом» есть элементы «хорошего», равно как и в каждом «хорошем» есть что-то несовершенное и «плохое». Говоря о том, что кто-то хороший человек, нельзя сказать о том, что он лишен недостатков и свободен от ошибок или негативных страстей. То же самое относится к идеям, теориям и т.д.

Религия также продукт человеческой деятельности и именно поэтому все это распространяется и на нее. Да, разумеется, могут возразить, что религия ниспосланное откровение и нужно это принять на веру. Но даже самому верующему человеку хотя бы в глубинах его души понятно, что в религии есть ниспосланное, но и есть интерпретация ниспосланного. И доля интерпретаций несравненно выше, чем доля собственно ниспосланного. Поэтому религию тоже можно больше рассматривать как продукт человеческой деятельности. А там, где человеческая деятельность, там, наряду с положительными моментами будет обязательно несовершенство и даже негатив.

Принимая во внимание все вышесказанное можно констатировать тот факт, что представление феномена религии в качестве исключительно «чистого» и «божественного» не представляется верным, равно как и ее представление в качестве чего-то «отсталого», «неактуального» и «плохого». Истина всегда находится посредине всех крайностей и именно таким и должны быть воззрения на различные вопросы, связанные с религией.

Итак, можно констатировать тот факт, что религия может проявляться как в положительных, так и в негативных ипостасях в зависимости от подходов к ней и пожеланий конкретных людей и обществ. Все зависит от того, что они сами от нее хотят. И вот в этом контексте для религиозных деятелей, религиоведов, культурологов, политиков, общественных деятелей нужно четко определиться с тем, под каким ракурсом они понимают религию и как они собираются использовать этот феномен в своей деятельности.

Тут просматривается раздвоение позиций. Существуют догматические и светские подходы к религии. Догматики выступают с исходным тезисом об истинности своей веры, в то время как светски настроенные люди могут подходить к ней по-разному - от отрицания и сомнений до частичного и даже полного признания истинности веры. Для того чтобы вывести какой-то общий объединительный момент в этой палитре мнений необходимо рассматривать религиозный феномен в качестве составной части культуры тех или иных народов и, в этом случае, отпадет необходимость апологетики догматиков, равно как и критики скептиков.

Когда речь идет о культурной составляющей, можно объективно задумываться над различными вопросами и не впадать в крайности. Именно этого качества порой не хватает некоторым общественно-политическим деятелям стран бывшего СССР и средствам массовой информации. К сожалению, делая упор на освещении исключительно отрицательных фактов, связанных с вопросами религии в современном мире имеет место попытка приуменьшения ее роли в жизни своих обществ или резкое разграничение сферы религиозного и светского, хотя эти две составляющие должны дополнять и взаимодействовать друг с другом и быть один в другом. Так, желательно, чтобы помимо мероприятий, которые проводятся религиозными деятелями и под эгидой чисто религиозных структур, религиозные вопросы обсуждались бы и светскими деятелями культуры и политиками. Ведь культурный базис нации формируется в основном на этой составляющей. Трудно, скажем, представить себе классическую русскую или азербайджанскую живопись, каллиграфию, поэзию, архитектуру без влияния Православия и Ислама. Также невозможно представить себе моральные ценности любого общества без религии.

Так, «не убей», «не прелюбодействуй», «не кради» и другие заповеди лежат в основе убеждений любого общества, даже нерелигиозные люди этому следуют, хотя основой этого являются не законы и конституции стран, а конкретные религиозные заповеди. Поэтому отрывать религию и ее идеи от светской жизни обществ нельзя. Они органично вкраплены друг в друга и представляют собой культурный синтез.

В основе большинства народных традиций также лежит религия. Необходимо лишь концентрировать свое внимание на всех этих аспектах и акцентировать на положительных и позитивных моментах, благотворном влиянии религии на жизнь того или иного народа. Если вести последовательную политику в этом направлении, то можно достигнуть максимального уменьшения негативного воздействия деструктивных сект и радикальных религиозных призывов. А отсечение религии от жизни общества, препятствия на пути развития религиозно-национального культурного синтеза чревато их усилением в будущем.

Также следует обратить внимание на СМИ, научные и политические статьи, фильмы по религиозной тематике. Нужно отметить, что наряду с определенными положительными моментами в этой сфере, к сожалению много тенденциозности и однобокости в подаче материалов и их анализе. Например, если обратить внимание на то, как СМИ освещают вопросы, связанные с Исламом вдоль границы России и Азербайджана, то у граждан создается больше отрицательное мнение об исламской религии, так как часто встречаются сообщения о том, что силы безопасности двух стран ведут различные операции по выявлению и обезвреживанию тех или иных экстремистских религиозных групп. В то же время те же СМИ не вещают (или мало вещают) культурологические программ об Исламе и его воздействии на формирование культуры азербайджанского и северокавказских народностей. И получается так, что однобокое освящение лишь деятельности этих оторванных от массы народа религиозных групп способствует формированию отрицательного мнения россиян о самих этих народах. Может быть, что именно это является одной из причин деструктивной деятельности некоторых националистических сил, которые совершают противоправные действия против азербайджанцев и других кавказцев.

В то же время, в СМИ Азербайджана, который подвергся агрессии со стороны армянских сил, также есть некоторое однобокое освящение проблем, связанных с христианским фактором. Так, есть высказывания отдельных деятелей о том, что безнаказность армянской агрессивной политики связана с христианской солидарностью России (и других ведущих стран) с ней, есть разговоры о том, что это часть крестового похода против мусульманского населения Азербайджана. Однако те же СМИ не демонстрируют того, чем же на самом деле является в целом Христианство и Православие, в частности. Поэтому и у непосвященного азербайджанского обывателя складывается неоднозначное мнение о России.

То же самое касается книг, интернет-сайтов и журналов, которые издаются деятелями науки и культуры. Наряду с объективными и всесторонними исследованиями, к сожалению, встречаются и тенденциозные, больше нацеленные на противопоставление религий, а заодно с ними и культур.

Таким образом, постоянное акцентирование на негативных моментах религии и отсутствие достоверной информации о сути исламской и христианской религий приводит, как к противостоянию в самих обществах, так и препятствует межкультурным и межнациональным отношениям между российским и азербайджанским народом. Поэтому необходимо наращивание просветительской работы в этом направлении. Существует острый недостаток культурологических программ в СМИ, посвященных, как, с одной стороны, различным аспектам культур наших народов, так и исламской и христианской культуры в целом, по части их взаимодействия. И эту пустоту надо заполнять. Даже если по коммерческим причинам это проблематично, то государственные органы обоих стран, наверное, могли бы выделять средства для этого, так как мир, взаимопонимание между нашими народами является приоритетным направлением политики, как Азербайджана, так и России.

С другой стороны, как в России, так и в Азербайджане можно было бы проводить в жизнь различные культурологические проекты, в которых затрагивались бы аспекты влияния Ислама и Православия на культурную и общественную жизнь наших народов, также был бы сделан акцент на роли этих религий в формировании национального мировоззрения.

Также необходимы связи между российскими и азербайджанскими научными кругами, университетами, научными институтами на самых различных уровнях. Но на этом пути необходимо преодолеть некоторые стереотипы. Дело в том, что до сегодняшнего дня Ислам в наших странах большей частью рассматривается частью востоковедческой науки и научные связи в этой области, разумеется, уже существуют.

Однако, в настоящее время, как уже было сказано, необходимо рассматривать религию в контексте культуры наших народов и, в этом случае, нужно вывести подобные контакты на более широкие уровни – сферы литературы, культурологии, языковедения, истории, философии и других гуманитарных дисциплин. Предметом исследования должна являться не собственно религия, а культура наших народов, составной и неотъемлемой частью которой является религия.

В конечном итоге, этими мерами можно было бы наладить интенсивность межкультурного диалога, для развития которого религиозный фактор имеет весомое значение. Во всяком случае, в отрыве от него культуру наших народов представить невозможно. Грань между религиозным и светским, в этом случае, также должна быть стерта. Это разделение может присутствовать только в случае контактов с непосредственными религиозными структурами и институтами.

Помимо культурных контактов между нашими деятелями необходимо интенсифицировать процесс ознакомления наших народов с культурой друг друга. Важным средством для этого является русскоязычие в Азербайджане и возможности для развития азербайджанского языка в России. Однако языковой фактор вовсе не приводит к автоматическому ознакомлению друг с другом. Например, несмотря на русскоязычие многих азербайджанцев, они слабо знаю специфические черты культуры русского народа, не читают обширное литературное и религиозно-философское наследие русского народа. В азербайджанских СМИ практически нет ничего по этим темам. И то же самое в России. Конечно же, что-то сделано там усилиями диаспоры по ознакомлению россиян с историей и культурой Азербайджана, однако необходима активизация работы в этом направлении.

Активные шаги в направлении интенсификации культурного обмена между нашими странами должны предприниматься культурологами, религиоведами, философами и историками религии. Например, необходимо близко ознакомить азербайджанцев с христианско-православным наследием. Нужны популярные работы по истории и философии православного Христианства на азербайджанском языке, равно как нужны работы азербайджанских ученых по различным проблемам Ислама и мусульманства, которые были бы изданы в России. Нужны тесные контакты азербайджанских и российских ученых в этом направлении, нужно задействовать ресурсы Русской Православной

Церкви в Азербайджане и азербайджанских мусульманских деятелей, которые работают в России.
И в этой связи нужно опять-таки пересмотреть старые стереотипы относительно того, что достаточно взаимодействия только лишь религиозных деятелей и строительства мечетей в России и церквей в Азербайджане. На самом деле религия в контексте наших культур – это достояние каждого социального слоя, каждого человека, не только религиозных деятелей. Встречи имамов и священников это лишь попытка взаимопонимания между религиозными общинами и группами, в частности Управлением Мусульман Кавказа (УМК) и Русской Православной Церковью (РПЦ). Но разве они могут охватить весь народ? И разве религия лишь их исключительная сфера? Конечно же, нет. Ведь будучи культурным феноменом, религия принадлежит всему народу и каждый вправе представлять ее на своем уровне. Так, если философия азербайджанцев сформировалась на основе идей Ислама, то в этой области она должна быть представлена философом, а не религиозным деятелем. То же самое в области истории, культурологии, социологии и т.д. Поэтому межрелигиозный диалог, как часть культуры, тоже должен вестись не только людьми в рясах на конференциях, а должен охватывать все слои общества и вестись непрерывно, постоянно. И в этом случае азербайджанский и русский народ станут лучше понимать друг друга, что откроет пути для дальнейшего мирного сосуществования наших народов.

Межкультурное взаимодействие народов России и Азербайджана не ограничивается лишь рамками азербайджанского и русского народов. Как известно, россиянами являются все народы России, значительная часть которых традиционно исповедуют Ислам и, следовательно, формирует свою культуру и мировоззрение на его основе. Среди них татары, башкиры, ногайцы, кумыки и другие тюркские народы, с которыми тюрки-азербайджанцы имеют языковую общность, помимо религиозной. Поэтому непосредственные культурные контакты между тюркскими народами также могут служить делу сближения россиян и азербайджанцев.

Однако и в этой сфере есть проблемы. Несмотря на то, что в Баку находится представительство Республики Татарстан, в целом они не проявляют активности в деле ознакомления азербайджанцев с традициями и историей татарского народа. Средний азербайджанец мало что знает о татарском народе, несмотря на то, что наши народы этнически близки друг к другу. Тем более, азербайджанцам почти ничего не известно о великих татарских мыслителях, философах, религиозных деятелях. Практически нет прямых контактов научных деятелей Азербайджана и Татарстана.

Аналогично этому, нет активности азербайджанских общественных и научных деятелей в Татарстане, Башкортостане, Поволжье, Карачаево-Черкесии, Дагестане (где большой процент тюркского населения) если не считать слабые потуги некоторых азербайджанских диаспор. Татары, башкиры, карачаевцы, кумыки и другие тюркские народы России также мало информированы об азербайджанцах, не имеют понятия об их религиозно-философской мысли и культуре.

Азербайджан, является родиной многих народов – талышей, аварцев, лезгин, курдов и других народов. И эти же народы проживают также в России. Поэтому наряду с культурными связями тюрок-азербайджанцев с тюркскими народами России, необходимы непосредственные культурные контакты и между этими народами. Они должны знакомить друг друга о подробностях своей культурной жизни в наших странах, что также послужит укреплению российско-азербайджанских связей.

В заключении необходимо упомянуть о том, что политическое руководство России и Азербайджана всегда придавало большую роль укреплению и развитию культурных связей между нашими народами. Руководители наших стран всегда отмечали исключительную роль религии в культуре азербайджанского и российского народов. Наглядной иллюстрацией этого являются приветственные письма, которое были направлены президентами Азербайджана и России Гейдаром Алиевым и Владимиром Путиным, в которых, помимо политических заявлений, они оба делали особый акцент на то, что религия играет важнейшую роль в деле укрепления межкультурных связей между народами России и Азербайджана. Руководство обоих стран на самых высоких уровнях выражает готовность в оказании всяческого содействия деятелям культуры и науки для интенсификации межкультурных связей между Азербайджаном и Россией. В этой связи перед деятелями культуры и науки открываются новые перспективы тесного сотрудничества в области межкультурного диалога, важнейшей составной частью которой является религия.

В силу всего этого необходимо подчеркнуть, что имеются большие возможности по наращиванию и углублению культурных связей в наших странах для достижения взаимопонимания, мира и сотрудничества в регионе. Для этого необходима как государственная поддержка различных научных и культурных проектов, так и индивидуальная деятельность научных, общественных и культурных деятелей, организаций. Необходимо наметить пути совместной работы между нашими научными учреждениями, отдельными учеными и действовать в этом направлении, представляя руководителям наших стран свои проекты и планы для их одобрения и помощи.


СТАТЬИ