О дипломатии

Когда я нахожусь на различных исламских мероприятиях за границами Азербайджана, то мне приходится пускать в ход дипломатию. Дело в том, что принадлежность к Азербайджану с конфессиональной точки зрения вызывает многочисленные вопросы. 

Я их решаю на основании своего особого метода. Когда приезжаю на собрание и вижу там суннитское большинство, то заявляю о том, что я суннит. Причем делаю это сразу, иначе на меня посмотрят как на шиита и будут относиться с недоверием. Тогда доверие ко мне возрастает и меня сразу спрашивают о том, сколько процентов населения в Азербайджане сунниты и не подвергаются ли они притеснениям со стороны шиитов? На это я отвечаю, что шииты у нас светские и не понимают, что они шииты. Поэтому в Азербайджане есть с одной стороны сунниты, а с другой шииты, которые не понимают, что они шииты.

Но этим дело не кончается. Ведь и сунниты разные. Там ханафиты, шафииты, суфии и прочие. Эту проблему я решаю аналогичным образом. Прежде всего, знакомлюсь с региональной принадлежностью участников собрания. Если большинство из них выходцы из областей населенных шафиитами, то представляюсь шафиитом; если из ханафитских, то ханафитом и т.д.

Точно также, когда я нахожусь среди шиитов первым делом заявляю о том, что я из Азербайджана и разумеется, что принадлежу к шиитскому большинству. Потом завожу разговоры на специфические шиитские темы и, таким образом, появляется ко мне доверие. Иначе, если я этого не сделаю, то они тоже могут подумать, что я суннит, что является крайне нежелательным.

А для меня самого совершенно неважно к какой конфессии относиться. Главное вызвать к себе доверие и чувствовать себя комфортно. Что поделаешь? Быть мусульманином среди мусульман невозможно и поэтому надо пускать в ход дипломатию.