Самарский суд запретил в России одно из положений вероучения Ислама

Несколько дней назад в средствах массовой информации появились сообщения о запрете в Самаре по решению суда и признании экстремистским одного из мусульманских Интернет-сайтов. Это произошло после того, как Прокуратурой Самарского района города была проведена проверка информации областного УФСБ по нарушениям со стороны имама и муэдзина местной мечети, относящихся к сверхлояльному к властям всех уровней Центральному духовному управлению мусульман во главе с Талгатом Таджутдином, законодательства о противодействии экстремистской деятельности.

Экстремистской деятельностью УФСБ сочло распространение во время намаза в мечети Самары брошюры под названием «Праздник Навруз и исламская доктрина». В ней говорилось о том, что, согласно Шариату, отмечать этот древний иранский праздник запрещается. Данная брошюра была признана экспертами «способствующей радикализации сознания части мусульманского социума и формированию у мусульман негативного отношения к носителям национальной культуры».

При этом автор запрещенного интернет-сайта «Ислам как он есть» кандидат философских наук, светский ученый, сотрудник Академии наук Азербайджана Айдын Али-заде, которому принадлежит целый ряд научных трудов по историко-философским и мировоззренческим аспектам исламской религии, а также проблемам, связанным со сравнительным анализом Ислама с другими религиозно-философскими учениями, не был поставлен в известность о судебном разбирательстве и принятом в результате решении суда.

Таким образом, данный запрет в точности повторяет историю запрета перед наступлением нового 2008 года мусульманских книг судом в Бугуруслане - некие эксперты, не имеющие религиозного вообще и религиозного мусульманского, в частности, образования, в некоем российском городе выносят решение, за которым следует уголовная мера, распространяющая свое действие на всею территории РФ.

«Я вообще не в курсе того, что происходит, - заявил по этому поводу А. Али-Заде корреспонденту агентства «Исламтат». www.islamtat.ru - Никакого извещения я не получал, меня никто ни о чем не ставил в известность. Я пользуюсь своим правом использования Интернета, как пространства свободного информационного обмена. Ни о каком «экстремистском» характере сайта не может быть речи. Это совершенно необъективное решение этого суда».

«Насколько я понял из различных материалов в Интернете, - добавил ученый, - чье-то недовольство вызвала моя статья «Праздник Навруз и исламская доктрина», в которой я проанализировал вопрос и сделал вывод о том, что это неисламский праздник. Таковым он на самом деле является. Это зороастрийский, а не исламский праздник. Пусть хоть сто судов назовет этот вывод «экстремистским», от этого этот праздник исламским не станет. В этой статье это и утверждается».

«С другой стороны, - отметил А. Али-Заде, - Навруз - национальный (но не исламский) праздник некоторых народов, и в этой статье нигде это не подвергается сомнениям и нигде не призывается выступать против этого. Тем более, там нет никаких призывов к каким-то противоправным действиям. У каждого народа свои обычаи и нужно к ним относиться с уважением. Что касается татар, то насколько я знаю, у них нет этого праздника, и поэтому я, вообще-то, не понимаю, с чего вдруг именно в татарском регионе так ревностно отнеслись к выводам моей статьи?»

«Я также удивлен выводами какого-то отдела РАН города Уфы, который признал статью «экстремистской», - высказал также свое мнение автор статьи. - Ими были попраны все научные нормы и принципы и без вопросов к автору, без научной полемики были сделаны надуманные и тенденциозные выводы. И потом, если речь идет об Исламе, то почему статья не была отдана российским исламским деятелям, муфтиям? Но даже главное не в этом. Как автор статьи, как самостоятельный исследователь и ученый, я имею полное право на собственное исследование любого вопроса и соответствующие выводы. Никакие суды и эксперты не могут насильно изменить фактические данные и ссылки на литературу, изложенные в статье. Это факт».

Сайт «Ислам как он есть» автор создал лет 8-9 назад, когда подобных ресурсов в сети было мало, с целью ознакомить русскоязычных читателей Интернета с мусульманским мировоззрением, и, по словам автора, он является даже не сайтом, а его личной страницей. «Никакой идеологической направленности сайта нет, - отмечает А. Али-Заде. - Я собирал материалы по своему интересу, а не по какой-то идеологии».

В этом может убедиться каждый, кто посетит интернет-страницу А. Али-Заде. Размещенные на ней статьи отличает добротность, научная доказательность, корректность изложения.

А. Али-Заде не собирается сам закрывать свой сайт, хотя уже давно не занимается им активно и не обновляет его; автор считает, что на сайте им собрана достойная и нужная очень многим информация об Исламе.

Но он не исключат того, что начнет процесс опротестования решения суда. К самому вердикту суда он относится философски и считает, что в «жизни бывает всякое и не все поддается разуму и логике».

Между тем, сопредседатель Совета муфтиев России, глава Духовного управления мусульман азиатской части России Нафигулла Аширов не считает, что к происходящему следует относиться философски. Но он согласен с тем, что действия правоохранительных органов не поддаются разумному объяснению.

«Сам факт вмешательства правоохранительных органов в обсуждение тех или иных религиозных вопросов абсурден, - заявил нам Н. Аширов. - Если развивать логику запрета сайта в Самаре, далеко зайдем. Можно будет закрыть любое СМИ, мусульманское, немусульманское, не важно».

«К примеру, Новый год, - заметил сопредседатель СМР, - это тоже языческий праздник, он стал в России общенародным, но мусульмане же от этого не должны и не обязаны его праздновать. И что же, закрывать СМИ, которое пишет об этом?»

«А если немусульманин скажет, что исламские праздники, такие как Курбан-байрам и Ураза-байрам, для него праздниками не являются? Или кто-то сочтет, что шаманизм не приемлем для его мировоззрения, - его за это тоже следует уголовно наказать?» - добавляет Аширов.

«Судебная практика запретов всего и вся, что касается мусульман, дошла до такого абсурда, что нормальное понимание стало невозможным - считает глава ДУМАЧР. - Мусульмане должны противодействовать, обращаться во все инстанции для опротестования, отмены таких решений, надо дойти до Конституционного суда, чтобы не возникало даже мысли в следующий раз сделать что-то подобное».

По словам Н. Аширова, из самарского запрета вытекает, что «мусульманам вообще запрещено излагать какое-либо мнение, основанное на их мировоззрении. Это сигнал с далеко идущими последствиями».

«В этом ключе важно отметить, что параллельно явно агрессивные и ксенофобские выступления представителей других религий остаются без внимания представителей правовых органов. Книга Романа Силантьева, к примеру, где он сеет ложь и клевету в отношении Ислама, не была ими осуждена. Откровенно исламофобские и разжигающие вражду высказывания в книгах священника Даниила Сысоева тоже не получили осуждения, хотя там он откровенно пишет такое, что, будучи, к примеру, произнесенным в среде мусульман, вызвало бы эффект разорвавшейся бомбы», - отмечает сопредседатель СМР.

«Это подход с двойными стандартами. Одним, - заметил Аширов, - позволено все, а мусульманам даже отказаться от празднования языческих праздников нельзя».

«В Исламе нет принуждения, и мы не запрещаем насильно мусульманам праздновать языческие праздники. Человек сам, в силу своей принадлежности к тому или иному социальному кругу, в зависимости от степени образованности, культурного уровня определяет свое отношение к такого рода датам. Об этом писали и пишут, - добавил глава ДУМАЧР, - отнюдь не только представители мусульманской религии. Это касается, кстати, и таких светских праздников, как день 8 марта. Если говорить о его истории, он вообще начинался как праздник девиц легкого поведения».

«В целом же, - отметил в заключение Н. Аширов, - праздновать что-либо или не праздновать - это личное дело каждого, а не силовых ведомств. Но в современном обществе многое перевернуто с ног на голову, и непризнанание даже очевидных мерзостей, например, гомосексуализма, считается уже чем-то неприличным. Пророк Мухаммад (мир ему) предсказывал, что в последние времена «Истина будет выглядеть ложью, а ложь - истиной». По-видимому, это время пришло, во всяком случае, для российских правоохранительных органов».

Со своей стороны отметим, что, помимо абсурдного, комического характера, у того, что произошло в Самаре, есть очень серьезный подтекст. Ни много ни мало, на этот раз экстремизмом сочли одно из положений мусульманского вероучения. О недопустимости отмечать Навруз говорил еще праведный халиф Усман (да будет доволен им Аллах).

Ранее суды все-таки пытались представить отдельные фразы как экстремистские и искажающие истинную догматику Ислама, но сами религиозные положения не оспаривали и экстремистскими не объявляли. После Самары, видимо, табу на запрет непосредственно тех или иных аспектов вероучения Ислама окажется снятым.

То ли еще будет...

Эльмира Хакимжанова