15 марта
А. А.: Арабизацией
является такая исламизация, которая приводит к утере своей сущности и
превращает человека в араба.
У. Б.: Уверен,
что у нас в Дагестане такого нет. Просто светская, нерелигиозная часть нашего
общества считает ислам, в общем, арабизацией Дагестана. Часто людям кажется,
что хиджаб - это арабская одежда и нашим женщинам ее носить не стоит, так как
наши бабушки так не одевались. Какие бабушки не уточняется. Также и остальные
религиозные особенности, как борода или использование сивака считаются чуждыми
нашей культуре. Согласно их убеждениям. Все эти предметы и действия, на самом
деле, являются лишь частью нашей религии. Нельзя придумать, к примеру,
дагестанский хиджаб, не покрывающий все необходимые части тела женщины, потому
что в этом есть противоречие религии. Все дело лишь в этом.
А. А.: Ну это и
есть арабизация.
У. Б.: По мне
нормальная арабизация только на пользу. Уж лучше арабизироваться, в хорошем
смысле этого слова, чем, извините за выражение, голландизироваться или
тайландизироваться. Это намного хуже.
А. А.: Зачем же?
Просто оставайтесь собой. Именно так вы интересны. А если будете пытаться быть
другими, то это во первых получится плохо, ибо до конца вы арабами или
голландцами не будете. А во вторых это просто смешно. Ну и что говорить с
такими? Лучше иметь дело с голландцами или тайцами, чем с их неудачными
заменителями.
У. Б.: Я не хочу быть похожим на кого либо. Мне
больше нравится быть самим собой, как вы и сказали. Но вот только за то, что я
соблюдаю предписания Ислама называть меня арабизированным не правильно. Так как
Ислам не является религией арабов. А вот если я начну принимать часть арабской,
неисламской культуры, то милости прошу меня исправить.
А. А.: Что вы
называете Исламом? Если это вера в Бога, заповеди не красть, не убивать, то
отлично. Но если следовать каждому хадису, то это уже явная арабизация, так как
эти хадисы исходят из арабской культуры, а не Ислама.
У. Б.: Ну почему же? Ислам не касается лишь
духовной части нашей жизни и вы об этом прекрасно знаете. Наша религия
охватывает все стороны нашей жизни. Если коснуться вопроса хиджаба или бороды,
то в этом я с вами не согласен. Борода не берет свои корни из древней арабской
культуры, скорее ее корни растут из мужских гормонов. Тоже и с хиджабом. До
того как мусульманкам было предписано покрывать свои головы и остальное тело,
женщины востока не покрывали себя полностью. Поэтому полное покрытие тела не
может быть частью арабской культуры.
А. А.: Знаете,
покрытия головы это не ислам. Вот индусы или японцы вообще язычники, но головы
женщин покрывают. Это было и есть в различных традиционных обществах. Я вас
уверяю, что и ваши горские женщины до Ислама покрывали головы. Ну уж если и
покрываете, то покрывайте их по горски, а не по арабски. Чтобы люди поняли, что
в этом есть ваше родное. А то черные одеяния, никабы - это уже персо-арабские
тенденции.
У. Б.: Все же, мне кажется, что принятие чужой,
полезной культуры, важно для нашего развития. Подумайте только, архитектура,
литература и многие другое, привезенное нам арабами, сыграло важную роль в
нашем развитии.
А. А.: Сейчас уже
арабы ничто. На самом деле все к вам идет из Америки, Японии, Китая, Европы.
Даже компьютер, которым вы переписываетесь оттуда. Арабская культура это только
средние века.
У. Б.: Времена меняются, Айдын. Сегодня Америка
впереди мира всего, а завтра возможно будут азербайджанцы.
А. А.: Да
конечно. Но надо жить современными реалиями, а не платоническими идеями о том,
как было хорошо в 7 веке в Арабистане.
У. Б.: Никто ведь этим не живет. Но помнить об
этом важно. Все дело в том, что принятие чужой культуры, полезной для нации,
для некоторых дико. В нашем обществе это кажется диким, потому что касается
религии. Те же галстуки и одежда садомитов из Европы ни у кого из светского,
"культурного" общества не вызывает смущения. Все дело в религии.
Хиджаб ненавистен для нашего общества не потому что он из Арабистана, а потому
что он из Ислама.
А. А.: Ислам часть нашей культуры. но не вся культура. Культура развивается во времени и не стоит на месте.