15 декабря 2011
Азер Ширинов (А. Ш.): «О верующие! Воистину, и нет
сомнений, спиртное [все, что опьяняет разум, рассудок], азартные игры, идолы
[различные формы язычества, жертвоприношения идолам] и гадания — мерзость
(грязь, гнусность, скверна) из дел Сатаны. Сторонитесь же этого! Возможно, вы
преуспеете» (Коран 5:90).
Вагиф Таривердиев (В.
Т.): Голландские
священники выступают за легализацию лёгких грешков.
Айдын Ализаде (А. А.): А какая разница, легализовать
грешки или нет? Все равно они были, есть и будут у всех. Да и в условиях
светского государства совершенно неважно, легализован или нет грех.
В. Т.: Согласен. Если положить на весы с однои стороны спиртное, азартные
игры и гадания, а с другой трезвого, неазартного, негадающего, но преуспевающего чиновника, то не знаю что
перетянет.
А. А.: Вообще-то бывают и достаточно порядочные люди пьющие
спиртное и играющие
в азартные игры. Но бывают подлые непьющие и не играющие в азартные игры
мусульмане. Теперь тут что по вашему лучше?
В. Т.: Теперь тут что по вашему лучше? - все
индивидуально,
как любат поговаривать
работники отдела кадров.
А. А.: Я честно скажу вам, что уж
лучше, чтобы мусульманин пил и играл, но был порядочным человеком, чем если он
подлый, но не пьет и не играет. Какая мне разница, что делает этот человек.
Пьет он или нет, какая мне разница?. Пусть хоть упьется. А вот когда он
подлый, он может нанести мне вред. Это опасно.
А. Ш.: Ну, Айдын муеллим, в этом
призыве (айате) и не ставится целью выбирать мусульманину между порядочностью и
спиртным, гаданием и т.д... Согласитесь же, что легче оставться порядочным
трезвым, без гадалки и без идолопоклонничества...))
А. А.: Азер бей, понятно. Но все таки
надо комплексно рассматривать все вопросы. Когда проблемы рассматриваются вне
связи с другими факторами, невозможно составить верное мировоззрение. Только
если связать все в единую картину можно составить полное представление обо
всем. Так мы можем сколько угодно говорить, что пить плохо. Но возникает вопрос
- кому плохо, зачем плохо? Также отдельный вопрос о том, все ли пьющие
нехорошие люди? Потом вопрос, а разве непьющие лучше пьющих? И вот отвечая на
эти вопросы видишь, что не так все однозначно. Поэтому в конечном итоге пить
или не пить, это дело каждого человека в отдельности. А нам что нужно? Чтобы
нам не вредили. Если нам не вредит пьющий, а вредит непьющий, значит пь.щий
лучше непьющего. Ну а если не вредящий еще и непьет, то это еще лучше. Но это
его личное дело.
Еще
можно поставить такой вопрос о том, можно ли переедать? Ну пить плохо, понятно.
А переедать? Возможно даже еще хуже. Но вот бывая в мусульманских компаниях
часто видишь, что мусульманин, который не пьет, он обжирается. А разве это
лучше?
А что
касается питья, то ведь в нем есть некоторая польза. Ведь и это коранический аят. А от
обжорства никакой пользы нет. Поэтому думаю, что питье лучше обжорства.
А. Ш.: От переедания будет тяжело, от питья последствия более
серьезные и печальные...
А. А.: Ну не знаю, не знаю, вопрос спорный. Я знаю одно. Надо исповедовать не букву, а
дух Писания. Сказал Бог, что запрещено, конечно запрещено. Однако разве мало
что еще плохо для человека? Поэтому надо бы подумать обо всем и поразмыслить, а
может быть Бог имел ввиду нечто другое?