А. А.: Суннитские, шиитские, мутазилитские и прочие символы веры появились в результате политической и сектантской борьбы этих школ между собой и не являются божественными. Нигде в Коране Бог не называет ни одного из этих символов веры в том порядке, в котором они названы в теориях этих школ.
Суннит: Как же так? Все суннитские 6 столпов веры упомянуты в Коране.
А. А.: Дело в том, что суннитские столпы веры как будто входят в этот аят Корана:
«Благочестие состоит не в том, чтобы вы обращали ваши лица на восток и запад. Но благочестив тот, кто уверовал в Аллаха (1), в Последний день (2), в ангелов (3), в Писание (4), в пророков (5)...» (2:177)
Однако, как вы видите, там нет последнего, шестого столпа – веры в предопределение. Его прибавили искусственным образом из других аятов. Но почему прибавили именно предопределение? Почему не что-то другое? Почему не свободу воли, которая также есть в Коране? Вы подумайте. Ведь это явно намек на борьбу с мутазилитами, которая в те времена была.
Суннит: Все, во что верит мусульманин, называется акыдой. Все это больше, чем 6 столпов, которые являются основой, фундаментом. А вера в свободную волю человека - это производная из веры в предопределение. Сама вера в предопределение имеет разные ступени, это уже вопрос более глубокого изучения акыды.
А. А.: Нет, предопределение никак не выводится из свободы воли и наоборот. Это противоположные друг другу понятия. Иначе, почему была борьба между сторонниками этих учений в исламской истории?
И потом, вы не объяснили, почему нужны столпы Ислама, если существует еще и глубинное их значение? Ну, так давайте верить в эти глубины. Согласен. Зачем сунниты, шииты, мутазилиты и другие выбрали себе некие столпы и символы веры и разделили их друг от друга? Вера не может вместиться ни в какие символы веры. Это искусственно созданные понятия, которые способствуют раздробленности и сектантству в исламском мире. Возможно, что само понятие символа веры привнесено в Ислам из Христианства.
Суннит: Все шесть столпов суннитской веры вместе названы не в аяте Корана, а в одном хадисе.
А. А.: Хадис не аргумент. Символ веры слишком серьезная вещь, чтобы не была зафиксирована в Коране. Ну не забыл же Аллах показать в своем главном писании, во что именно должны верить мусульмане, не так ли?
Мусульманин: Действительно, почему Аллах не захотел включить «предопределение» из хадиса в Свой славный Коран? Если это "столпы" веры, то почему же Аллах в Своем слове назвал 5 из них вместе, а этот не захотел назвать в том аяте?
А. А.: Именно так. Все сказанное выше касается в одинаковой степени, и шиитского, и мутазилитского символа веры. На мой взгляд, именно установка, которая изложена в суннитском, шиитском и мутазилитских символах веры являются главной причиной, как их разделения, так и сектантства в Исламе. В настоящее время необходимо их переосмыслить. Только если эти символы будут пересмотрены, можно надеяться на преодоление противоречий между мусульманскими сектами. Главное понять, что эти символы веры не имеют ничего общего с божественным повелением и привнесены в средневековье людьми по причине сектантского противостояния тех времен. Без пересмотра положений символов и столпов веры, противоречия в мусульманском мире преодолеть не удастся.