О халяльном мясе в Москве

Новость: За последние месяцы в Москве закрылись сразу все четыре халяльных ресторана, теперь в столице работают только халяльные кафе.
Решение о закрытии было принято из-за низкой посещаемости, вследствие чего ежемесячная выручка не могла окупить даже аренду. Ситуация связана с тем, что социально-экономический уровень мусульман в столице не позволяет удовлетворить потребности в халяльных заведениях высокого класса.
Нерентабельность ресторанного бизнеса ориентированного только на мусульман конечно может быть обусловлено как маркетологической ошибкой, так и слабой рекламой в своем сегменте. Халяль – это забой скотины по мусульманским религиозным правилам.

А. А.: А вообще-то, зачем рекламировать халяль? Если содержатели ресторана мусульмане, то у них мясо автоматически должно быть халяль по умолчанию. Об этом даже вопросов задавать не нужно и всем это известно. Зачем нужна эта показная религиозность? На рынке есть свои закономерности. Нужно знать экономические законы, а не кричать о халяле на каждом углу. Халяль не может отменить объективные законы рынка.

Христианка2: Новость показывает экономическую невыгодность Ислама для мусульман.

А. А.: По-моему, новость показывает неспособность московских мусульман вести дела по законам местного рынка. Вот поучились бы у турок. Они по всему миру имеют сети ресторанов и никогда не кричат о том, что у них есть мясо-халяль. Но зато ведут дела по всем теоретическим законам экономики и имеют успех.

Христианин: Насколько я заметил, халяльный ресторан это не просто бизнес. Это еще и идеологический проект.

А. А.: Совершенно верно. Я живу не в России. Но судя по тем материалам, которые я читаю, там мусульмане похожи на коммунистов. Выдвигают лозунги вместо изучения маркетинга, рынка. А современный мир построен на объективных законах экономики, а не на лозунгах.

Христианка2: Наверное, владельцам этих ресторанов нужно было изучить вкусы потенциальных клиентов. Когда человек голоден, ему все равно: халяль или не халяль.

А. А.: Я вижу пример турок. Их сети ресторанов никогда не афишируют Ислам. Там вообще нет ни слова о том, есть там халяль, можно ли совершать там намаз? Никаких лозунгов. И все знают, что там нет свинины и мясо по мусульманским правилам. Об этом даже спрашивать нельзя. Это признак дурного тона. Халяль там по умолчанию, без лозунгов. Там все построено на первоклассном обслуживании, великолепном качестве блюд и удовлетворении потребностей клиента.
Результат такой. Мусульманин, приезжая в Москву, Париж, Вашингтон узнает, где находится турецкий ресторан и идет туда. Без всяких лишних разговоров и нудных вопросов о том, где есть мясо-халяль. Вот так надо работать, а не идеологию выстраивать. Времена идеологий прошли.

Христианка3: Я с вами согласна. Лучше, если ресторан связан с какой-либо национальной кухней. А мусульманам надо отвести отдельный зал и подавать им блюда с мясом-халяль.

А. А.: Абсолютно верно. Если бы в Москве действовал сеть татарских ресторанов, это было бы эффективнее. Всем бы было понятно, что здесь халяльное мясо без всяких лишних вопросов. Узнав, что есть такие рестораны, я бы просто молча пошел туда.
Что касается свинины, то по опыту турецких ресторанов знаю, что там свинины не бывает. Но они предлагают посетителям аналоги их любимых блюд из другого мяса, либо предлагают другие блюда. Поэтому все сидят в одном зале. Повторяю, религиозной подоплеки не должно быть. Это только приведет к падению престижа заведения.

Христианин2: В Москве я знаю несколько турецких кафе - и халяль там есть, и алкоголь. Они ж кафе не с просветительскими целями открывают, а для заработка.

А. А.: Да и с точки зрения исламского права это может быть позволительным. Насколько я изучал этот вопрос, для всех мазхабов вопрос необходимости применения мусульманских законов в немусульманской среде объект споров. В ханафитском мазхабе немусульманам даже в рост деньги можно давать. Ну а раз так, то и алкоголь в Москве подавать тем более можно. Я конечно не богослов и на этом не настаиваю, но считаю это личным делом каждого мусульманина. По моему мнению, мусульманские владельцы ресторанов в Москве могут подавать спиртное. И нелогично его там не подавать. Ведь если они его не подадут, то клиенты уйдут в другой ресторан и мусульманин лишится прибыли. Зачем? Что от этого выигрывают мусульмане или Ислам? Да и какой смысл немусульманам в Москве не подавать алкоголь? Они же от этого мусульманами не станут.