Салафит: Суфии вносят в Ислам нововведения, искажают религию. Их "шейхи" утверждают, что по своему желанию узнают то, что сокрыто от других, что Аллах открывает им знания тогда, когда они сами заходят.
А. А.: Ну и хорошо. Относитесь к этому философски. Зачем из-за этого спорить? Ну, может быть они действительно что-то могут? Я думаю, лучше дать им сделать что-то, а потом поразмышлять.
Я бы с удовольствием подискутировал бы с этими почтенными шейхами. Они нисходят до разговоров с недостойными философами-разговорниками? А то у нас в Азербайджане таких шейхов нет. Есть только один пророк. Но его преосвященство не готов к дискуссиям.
Салафит: Но ведь Ислам – это не только покорность, но это и отрицание всякого шарлатанства и "мистицизма", основанного на заблуждениях.
А. А.: Ну, шарлатанство надо еще доказать. А вообще-то без шарлатанов мир бы был неинтересен. Если бы все были салафитами, то мир бы был неинтересен. Но и без салафитов он был бы неинтересен. Поэтому все интересны - и христиане, и язычники, и суфии, и шииты, и даже азербайджанский пророк!
Салафит: Дагестан недалеко от вас. Пойдите к этим «шейхам» и сами посмотрите, что они из себя представляют.
А. А.: Я как-то у одного был. Но там я понял, что если я задам ему хоть один вопрос, я обратно в Баку живым не вернусь. Он был не из тех, которые нисходят до разговоров с недостойными философами-разговорниками. Но относительно его сверхъестественных способностей ничего сказать не могу. Он этого не демонстрировал.
Салафит: Вот об этом я и говорю.
А. А.: А вот турецкие суфии очень милые люди. Практически я не встречал у них никакой агрессивности или экспрессивности. Они с удовольствем говорят с любым человеком на любую тему.
Суфий: А почему у вас в Баку нет суфийских шейхов?
А. А.: В Баку шейху будет неуютно. Поэтому их у нас нет. Дело в том, что у нас очень секулярный народ. Он просто не поймет, что такое шейх. Поэтому нам прежде шейха нужен пророк. И пророк у нас есть. Он много трудится, но наш заблудший народ его не слушает. Он угрожает карами небесными, совсем как Йунус в Ниневии. Но толку нет. Но, в отличие от Йунуса, Аллах кару на народ не посылает.
Суфий: Вы хотите сказать, что вы самый заблудший народ?
А. А.: Раньше я так думал. Но потом как-то говорил с одним казахом и сказал ему о нашем пророке. А он мне сказал, что казахи еще более заблудший народ, чем азербайджанцы. Если к азербайджанцам пришел пророк, то к казахам спустился сам Господь Бог. Но толку тоже нет.
Поэтому дагестанцы счастливы больше, чем мы все. У них есть шейхи, суфии, алимы, ваххабиты. Правда у них веры так много, что все они ругаются, дерутся и даже стреляют и взрывают. Но что поделаешь, вера требует жертв.
Суфий: Наши земляки жалуются, что в Азербайджане им не дают свободно исповедовать веру.
А. А.: Вы свободу веры видите в противостоянии ваххабитов с суфиями, во взаимной охоте боевиков и милиционеров друг на друга, во взрывах народно-хозяйственных объектов и т.д.? Да, такой свободы веры в Азербайджане нет. Любителям Дикого Запада и хаоса у нас делать нечего. Но если кто-то считает именно это свободой веры, у нас граница с Дагестаном открыта. Он может уйти туда и насладиться этой свободой.