Радикальный мусульманин: Сподвижники осуждали не только музыку, но даже пение.
А. А.: А кто-то брал интервью у каждого сподвижника? Их было тысячи. И вы уверены, что никто из сподвижников не слушал музыку?
Традиционный мусульманин: Как же можно говорить о том, что сподвижники осуждали всякую музыку, если есть хадисы о том, что сам пророк в отдельных ситуациях ее одобрял?
А. А.: Что сказали сподвижники пророка это неважно. Важно то, что природа человека такова, что не слушать музыку просто невозможно. Тот, кто говорит, что музыку слушать нельзя, пытается идти против естественной природы человека.
Некоторые же богословы пытаются разобраться в том, что какая музыка разрешена, а какая запрещена. Но ставя вопрос так, они впадают в противоречия и абсурды, так как для этого они постоянно должны сидеть за громкоговорителем и давать отдельные санкции на каждую мелодию. А что делать, если музыка в целом соответствует шариату, но один его куплет не соответствует? Слушать одну часть и затыкать уши при прослушивании другой? Даже и это сделать будет невозможно, так как для установления соответствия или несоответствия шариату, слушающий должен ее прослушать всю.
А кто из богословов может ответить на вопрос о том, почему музыка в стиле рок более запретна, чем арабская национальная музыка? Откуда у богослова уверенность, что рок-н-ролл или металл может быть запретной музыкой? Ведь этих жанров в период сподвижников не было. Если эти стили запретны, то, что делать, если в жанре металла восхваляется исламская религия?
Поэтому подобные вопросы, связанные с музыкой и другими массовыми явлениями, в наше время должны быть поставлены вне действия постановлений богословов. Это уже не должно быть объектом религиозного рассмотрения. Каждый человек сам должен решать, что для него в музыке греховно, а что нет.
Христианка: А я вот слышала, что, если мне не изменяет память, аятолла Хомейни не рекомендовал молодежи слушать музыку, так как считал это пустым времяпрепровождением.
А. А.: Не только Хомейни. Мусульманские богословы почему-то думают, что других знают о том, что является пустым времяпровождением, а что не является. А чем они сами занимаются? Может быть, что ознакомившись с их жизнью, можно было бы сделать вывод о том, что они сами пусто проводят время? Понятие пустого или полного времяпровождения весьма относительное понятие.
Христианин: Вот ваши единоверцы говорят, что Мухаммед запретил музыку. Но разве все действия вашего пророка вы обязаны повторять?
А. А.: Во-первых, однозначного категорического запрета на музыку у него нет, хотя некоторые считают именно так. Во-вторых, я думаю, что если делать все как пророк Мухаммед, то человек потеряет свою личность и превратится в непонятное существо. Пророком Мухаммедом он все равно не станет, а себя потеряет. Это не целесообразно. Нужно всегда оставаться самим собой, а не пытаться стать кем-то другим.
Христианин: И все-таки много мусульман в той или иной форме говорят о полной или частичной запретности музыки.
А. А.: Я думаю, что музыка является атрибутом мировой культуры. Отвергать ее могут только те, кто не вложил никакого вклада в развитие культуры и науки. Поэтому они сопротивляются всему и обосновывают это сподвижниками.
Радикальный мусульманин: Поймите, если человек слушает музыку, это не выводит его из религии. Но это не Ислама.
Традиционный мусульманин: Слушайте, как это не Ислам? У всех мусульманских народов есть национальные мелодии, которые составлялись веками. Так что же, по-вашему, они все это делали вопреки Исламу?
А.А.: Думаю, что ваш этот аргумент будет отвергнут вашим собеседником. Даже если вся ойкумена, космическое пространство пронизаны музыкой, он вам скажет, что есть один алим, который сказал, что все это неправильно. А этот алим, понимаете ли, великий ученый. А раз великий, значит, вся вселенная должна быть отвергнута. Есть только великий ученый алим, его мечеть, три-четыре хадиса и сказания сподвижников. Остального мира для него не существует.
Христианка: Ладно, с музыкой разобрались и установили, что среди мусульман этот вопрос дискуссионный. А как у них дела обстоят с отношением к фильмам, спектаклям театру?
Радикальный мусульманин: Все это должно соответствовать шариату. Если в них есть что-то даже сомнительное, то смотреть нельзя.
Традиционный мусульманин: Согласен. Но все-таки нужно советоваться с богословами.
А.А.: А я считаю, что даже советоваться с богословами в таких случаях нелепо. Подобные вопросы должны быть вне действия каких-то религиозных предписаний. Дело в том, что полностью запретными можно объявить только малое количество фильмов или спектаклей. В основном, они составлены так, что какие-то моменты соответствуют шариату, а какие-то нет. Теперь как можно дать на них какие-то предписания, если никакой закономерности нет? Никакой богослов не сможет обосновать запретность какого-то фильма от начала до конца. А сколько роликов в Интернете! Богословы даже физически не в состоянии давать фетвы на все это. Они могут говорить о каких-то общих моментах. Но видеоматериалы настолько многосторонние, что не вмещаются в общие определения. Поэтому, как в случае с музыкой, каждый мусульманин должен сам для себя решать, что ему грешно, а что нет. Пора брать инициативу в свои руки и перестать слушать богословов в таких вопросах. Ведь живем мы в эпоху постмодерна, господа мусульмане!
А вообще-то на самом деле так и происходит. Большинство тех, кто публично говорит о запретности музыки, на самом деле, придя домой ее слушают, так как невозможно ее не слушать. Ведь она есть даже в рекламных роликах. Да и природа человека такова, что он. так или иначе, склонен к музыкальным ритмам, театрам, фильмам. Поэтому лучше честно отдать все это на усмотрение каждого мусульманина, чем издавать нереальные фетвы, которые никогда не могут быть исполнены. Более того, такие категорические предписания приводят к лицемерной религиозности, когда говорится одно, а делается другое - только тихо, чтобы никто не видел.