Христианин: Суфизм интересен. Только мусульмане не особенно их признают.
А. А.: А кто не признает? Только салафиты. Но они сами ничтожно малая часть мусульман.
Христианин2: Суфизм очень миролюбивое течение. Нет никакой агрессии к иноверцам. В Суфизме принцип "возлюби врага твоего, как самого себя" действует.
А. А.: Не все так однозначно. Суфийских сект много и их доктрины переменчивы. Есть все то, что вы написали. Но есть и другое. Суфийские обители первоначально строились именно в качестве военных поселений на границах исламского мира. Там воспитывали фанатичных бойцов. Суфии воевали в Испании при Альморавидах, суфии вооруженным путем способствовали распространению Ислама в Центральной Азии, в частности среди тюрков. Воинственным путем они распространяли Ислам и в центральной и западной Африке. Именно суфийские обители способствовали постепенной исламизации Анатолии. Ими распространялся Ислам и на Балканах. Янычары были суфиями из братства бекташи. Сегодня боевики из Талибана являются последователями суфийской секты деобанди.
Христианин2: Выходит, что у мусульман во всех течениях действует принцип око за око, зуб за зуб? Я всегда думал, что суфии были самыми возвышенными над материализмом и человеческая жизнь у них ценилась.
А. А.: У суфиев больше придается значение духовной практике. Однако это не исключает их воинственности. Они представляют собой компактные структуры с полным подчинением духовным учителям. Там есть строгие иерархии. Если возникает необходимость, то эта структура легко может быть военизированной. Тем более что возможность ведения священной войны (если появляется необходимость) никакой из исламских школ не отрицается.