Салафит: Суфизм очень не однороден, среди них есть умеренные и есть крайние, каждые из которых, в свою очередь делятся на множество школ и путей.
А. А.: Если подходить такими категориями, то эти слова можно применить к любому исламскому направлению. К примеру, такое утверждение: "Суннизм очень не однороден, среди них есть умеренные и есть крайние, каждые из которых, в свою очередь, делятся на множество школ и путей". Чем это не правильно? Действительно, умеренный ханафит и радикальный салафит в суннизме это разные вещи.
Салафит: Вы правы, но суфизм это другое. Там некоторые вводят новшества, которое осуждаются исламскими учеными во все времена.
А. А.: Новшеством являются и книги Бухари, Муслима и даже напечатанные экземпляры Корана. Минареты тоже новшество. Новшеством являются и ссылки (иснады) мусульманских хадисоведов. Я не представляю, как исламские "ученые" веками осуждали все это!
А что касается осуждения, то кто осуждал? Если "ученый" суфий, то как он сам мог себя осуждать? А если "ученый" салафит, то ведь это его личное мнение, а не закон.
Салафит: Нормальные, образованные, суфии не занимаются поклонением могилам, иконам и медитацией. Это в большей степени удел разного рода шарлатанов, которые таким образом зарабатывают почитание учеников, и за счет этого живут.
А. А.: Что значит образованные? Например, Кушайри, который описал все тарикаты был образованным или нет? А Раббани? А тот же Ибн Араби? Все тарикаты подчиняются шейхам, почитают их память, чтят их могилы. Я не знаю ни одного исключения. Накшибенди, кадири, чишти, бекташи и все остальные все это делают. Кого вы называете нормальными суфиями?
Христианин: Некоторые люди даже утверждают, что Ибн Араби противоречил Корану.
А. А.: Ибн Араби был под сильным влиянием неоплатонизма. Это факт. Его мистика античная. Но противоречит это Исламу или нет, вопрос дискуссионный. Никто это однозначно утверждать не может.
Если до того дошло, даже салафиты, которые критикуют суфиев, тоже находятся под влиянием античной философии хотя бы тем, что задумываются над проблемами судьбы и свободы, категориях добра и зла и т.д. Поэтому ставить одним в вину увлечение античностью и не думать о себе, не позволительно.