Христианка: Мусульманские богословы обсуждают, можно ли есть русалок и заключать брак с джиннами. Даже выдают по таким вопросам фетвы. Что вы на это скажете, только честно.
А.А.: Я не знаю ничего конкретно об этих фетвах. Но в целом вы правы. Иногда встречаются не то, чтобы странные, но и откровенно глупые фетвы. Помню, несколько лет назад шииты с салафитами на одном из форумов доставали друг против друга такие фетвы. Война компроматов была. Почитал я их и чуть не упал со стула от хохота. Там такие вещи были, что прямо неудобно писать. Есть такие фетвы у всех – суфиев, представителей официального духовенства.
Как видите не проблема назвать глупую фетву глупой. Фетва - это лишь постановление мусульманского богослова. А это человек. Фетва не от Бога, она не богодуховна. Это человеческий продукт. А человек может быть всяким.
Поэтому исполнять фетвы не обязательно. Их выводит богослов, а люди должны сами подумать, что они из себя представляют. Так что никогда не удивляйтесь. Это вполне нормально.
В Христианстве хуже. Там все освящено присутствием Святого Духа. Поэтому такие неоднозначные моменты можно приписать Богу, в отличие от Ислама.
Христианка: Как можно приписать такие вещи Богу?
А.А.: Вы критикуете некоторых священников, удивляетесь их поведению. Но ведь эти люди делают различные обряды посредством Святого Духа. Кроме того, постановление церкви, даже если оно странное, тоже от Святого Духа, так как Церковь - тело Христово. Теперь как же не относить промахи священников прямо к Богу? Это вам же не Ислам, где можно игнорировать любую фетву без ущерба Богу, Святому Духу или Иисусу Христу.
Христианка2: Значит, неисполнение фетвы не влечет за собой никаких последствий, не подлежит наказанию?
А.А.: Абсолютно никакой обязанности к исполнению. Обязательность может быть только тогда, когда фетва принята в качестве государственного закона.
Христианка2: А зачем столь времени и сил тратят ваши богословы на написание этих фетв?
А.А.: Религия вещь непростая. Это огромный штат богословов, студентов медресе, околомечетных деятелей и т.д. Они должны время от времени о себе давать знать. Их услугами пользуются правители, когда им нужно что-то сделать. Этими фетвами они подкрепляют пожелания правителя. Но, в то же время, правители держат их на расстоянии, что бы не произошло что-то вроде иранской революции.
А вообще-то на богословах большая ответственность перед самими собой. Богу их фетвы не повредят. А вот себя в смешное положение они поставить могут. Поэтому им все время надо следить за собой, чтобы не потерять доверие людей.