Новость: Совет высших улемов (шариатских богословов) Саудовской Аравии дал окончательное определение терроризма, отверг террористические действия и объявил финансирование терроризма запретным с точки зрения религиозной практики, сообщает во вторник газета "Аш-Шарк аль-Аусат".
На проходившем в течение трех дней в Эр-Рияде чрезвычайном закрытом заседании Совет высших улемов королевства вынес "беспрецедентный, исторический вердикт в отношении терроризма во всех его формах и проявлениях и объявил запретным его финансирование", пишет издание.
Саудовские высшие религиозные авторитеты отнесли к терроризму действия, "направленные против общественных ресурсов, на нанесение ущерба (этим ресурсам), захват самолетов и подрыв зданий".
Совет также постановил, что его решение "распространяется не только на Саудовскую Аравию, но включает все исламские государства и другие государства мира", указывает "Аш-Шарк аль-Аусат".
Богословы подчеркнули, что финансирование терроризма "не имеет ничего общего с благотворительной деятельностью", которая "в соответствии с принципами шариата должна быть направлена на оказание помощи бедным, строительство больниц и школ".
Решение Совета высших улемов, которое, пишет газета, рассматривается как религиозный закон (фетву), не определяет конкретных мер наказания лиц, финансирующих терроризм, и оставляет решение этого вопроса на усмотрение шариатских судов.
Христианин: А разве исполнение фетвы обязательно для всех мусульман? Насколько я знаю, фетву исполняют только приближенные этих богословов, а не все мусульмане.
А.А.: Да, абсолютно верно. Никакая фетва богословов необязательна для исполнения. Ее кто-то может принять, а кто-то нет. И это правильно. С какой стати люди должны слушать богословов? Запретят они сегодня террор - хорошо. Но если завтра запретят получать образование? Поэтому богословов слушать не нужно, а нужно исходить из соображений пользы, безопасности и целесообразности.
Христианин: Как вас понимать?
А.А.: Меня надо понимать именно так, как я говорю. Действительно, кто такой богослов? Всего лишь человек. Говорит ли он устами Бога? Нет. Значит, он обычный человек и выражает лишь свое мнение. С какой стати люди должны быть обязаны их слушать и подчиняться? А если богослов говорит глупость? Если он мракобес? Опять его слушаться?
Мнение богослова можно лишь принимать к сведению. Но после этого надо самим размышлять, насколько целесообразно с ними соглашаться. Если их слова не противоречат здравому смыслу, то с ними можно согласиться. А если нет, то нет. Но даже и при этом, согласие не означает подчинение. В конце концов, Бог дал религию не богословам, а всем людям. Следовательно, каждый может иметь по этому поводу свое мнение.
Мусульманин: А кому нужно подчиняться?
А.А.: По моему мнению, подчиняться нужно только Богу. А все остальные только выражают свое мнение. А раз так, то я не считаю, что мое мнение хуже мнения других людей.
Главное веровать в единство Божье. Только за это Аллах обещал рай каждому человеку. Остальное по мере возможности. Во всяком случае, пытаться поклонами пробить лбом землю не нужно. А богословы иногда выдают такие (мягко говоря) странные фетвы, что следовать им категорически нельзя, по крайней мере, для меня.
Христианка: Да, меня тоже как-то напрягло, что в первую очередь в определении терроризма назвали ущерб ресурсам, потом - захват самолётов и подрыв зданий. А если на многолюдной площади, где нет ни ресурсов, ни зданий некие люди организуют взрыв - это терроризмом считаться не будет?
А.А.: Согласен. Поэтому не дело богословов выдавать фетвы на такие темы, так как в этих случаях появляется еще больше вопросов.
Христианка2: Я с вами не согласна. Все-таки очень хорошо, что мусульманские богословы в Саудовской Аравии начали осуждать террор. В этом вам всем надо им подчиниться.
А.А.: То, что террор это плохо я знаю и без богословов. Можно подумать, что если бы они это не осудили, то я подумал бы, что это хорошо. Для таких очевидных вещей ждать фетв богословов не нужно.
В целом же, подчинение богословам опасно. Да, они могут выдать разумные решения, но могут и странные. А часто их фетвы могут привести к мракобесию и отсталости, как это было в предыдущие века, да и сейчас это есть. Поэтому не нужно им подчиняться. Подчиняться нужно только Богу, а они же не боги. Но их решения можно проанализировать и выразить мнение.
Вообще-то террором фетвами богословов бороться невозможно. Если один богослов «против», то другой обязательно «за». Тут надо повышать интеллектуальный уровень народов, повышать экономику, образование, строить правовое государство, должны работать законы в странах. Вот этим можно победить террор, а не фетвами богословов. Многие мусульманские общества насквозь коррумпированы, почти везде правят кланы, свобода на нуле. И весь мир все это поддерживает. Европа и Америка кричит о правах человека, только когда кто-то из коррумпированных диктаторов или монархов им чем-то не угодит. И как в таких условиях можно победить террор?