Как известно, существуют известная философская категория содержания и формы. Я не буду вдаваться в нудные, малопонятные и неинтересные философские определения этих понятий. Скажу совсем просто: Форма это внешнее очертание, предмета, явления, человека. А содержание это все, что находится внутри.
Все в этом мире состоит из формы и содержания. Эти две категории тесно взаимосвязаны. Чем более они совершенные, тем становится лучше то или иное явление, предмет или человек. И наоборот, чем они беднее, тем все это хуже.
Причем категории формы и содержания находятся в пропорциональной зависимости. Это лучше всего показать на примере. Если вкусовые качества шоколада это его содержание, то его внешнее оформление – это форма. Если шоколад вкусный, но у него плохая обертка, то это значит, что у него есть насыщенное содержание, но нет хорошей формы. Если же, у того же шоколада, есть красивая обертка, но у него плохой вкус, то это значит, что есть насыщенная форма, но нет соответствующего содержания. Таким образом, для того, чтобы мы сказали, что этот шоколад хорош, мы должны быть удовлетворены, как его внешним видом (формой), так и его вкусом (содержанием). Если шоколад красив, но не вкусен, то мы его больше не купим. А если он не красив, но вкусен, то мы его также не купим, так как он нас привлекать не будет.
Вот эта закономерность есть и в общественных отношениях, в людях, в той атмосфере, которая каждого из нас окружает. Например, некий человек написал книгу. У нее красивая обложка, вызывающее название. Однако она неинтересная. Значит, эта книга имеет хорошую форму, но не имеет соответствующего содержания. Но может быть и так, что она очень интересная, но у нее плохая обложка и не кричащее название. В обоих случаях этот труд становится несовершенным и запорченным.
Таким образом, во всем и всегда надо стремиться к наполнению, как формы, так и содержания. Они составляют единое целое. Ущербность одной составляющей автоматически делает ущербным второе.
Теперь перенесем эти рассуждения на общество и людей, которые нас окружают. И вот здесь можно констатировать тот печальный факт, что практически везде, повсюду и во всем, форма не соответствует содержанию, или содержание форме. В результате, очень многие люди являются недостаточными, несовершенными, ущербными и неправильными. Только они этого не знают. Они думают, что что-то из себя представляют и даже что-то сделали полезное, но все их усилия напрасны, так как они не задумывались о категориях формы и содержания и не старались привести эта две части единого целого в строгое соответствие. Представляя что-то по форме, они пусты по содержанию. Либо же, имея какое-то содержание, имеют отвратительную форму. Это точно также, как пример шоколада и его обертки.
В связи с тем, что большинство людей ущербны либо по форме, либо по содержанию, то и большая часть общества, которое меня окружает несовершенно, ущербно и порочно. Многие мнят из себя каких-то значимых людей, думают, что что-то из себя представляют, но на самом деле это не так. Печально, но факт, они часто из себя вообще ничего серьезного не представляют, даже если они занимают высокие должности и имеют большие деньги. Ведь и деньги с должностями являются лишь формой. Но соответствует ли внутренний мир, или содержание, человека этой форме? К сожалению, очень часто не соответствует, хотя иногда бывают исключения. Но это бывает так редко, что не исключает общего правила. А правило состоит в том, что форма значительной части нашего общества в целом не соответствует содержанию.
Часто встречаются люди с плохой формой и плохим содержанием. Это самый ужасный случай. Нет ни внешности, ни внутренности.
Иногда бывает так, что есть плохая форма при наличии богатого содержания. Например, я знаю несколько человек, которые совершенно не следят за своим внешним видом и вызывают отвращение. Однако я обнаружил в них глубокие знания. Но что толку? Людям неприятно с ними общаться.
Однако, в нашем обществе больше всего людей с неплохой формой, которые не имеют содержания. Внешне они выглядят нарядными, красивыми, хорошо одетыми. Но не более того.
Вот, к примеру, смотрю я на выступление тех или иных людей в различных залах или телевидении. Выглядят они неплохо, разговаривают уверенно и долго. Однако если внимательно вслушаться в разговор, то можно поразиться тому, что они начинают разговор об одном и заканчивают на другом. Часто противоречат самим себе. В мыслях нет никакой последовательности, логики. По теме не говорят ничего конкретного, только общие слова. Говорят то, что всем и без них хорошо известно. Зато много показухи. Только выставляют свое «Я» - то, как они были за границей, как они с кем-то беседовали, какой был случай из их жизни.
Возможно, они даже сами не понимают, что в них нет содержания. Ведь для того, чтобы это понять, надо быть содержательным, заполненным, иметь широкий кругозор, богатый внутренний мир. А если этого нет, то, как же это понять? Но они себя чувствую комфортно, так как большинство общества точно такие же. Они ропщут, им не нравится его выступление, но сами они не лучше. Выступая, они тоже показывают свою бессодержательность.
Примером формы без содержания является одна из самых модных сейчас тем. А именно говорение на иностранных языках, а в частности на английском языке. Все хвастаются тем, что говорят на английском. Однако что они на нем говорят? Ведь нет содержания, кругозора, духовности, эрудиции. Только гонор и повышенное самомнение. Ну, просто болтают и все. А толку что? Разве знание языка является решением вопросов? А что же ты на нем говоришь? Где содержание? Часто я вижу таких людей, которые с умным видом говорят совершенно абсурдные вещи и становится неприятно от того, что они знают иностранные языки. Ведь если это они говорят у нас здесь, то это видим и слышим только мы. А если они общаются с иностранцами и более того, представляют наше общество, то это вообще-то позор. Короче говоря, мало говорить на иностранном. Надо еще иметь внутренний мир, чтобы говорить на нем умные вещи и не позорить себя и свой народ. Но не понимают это очень многие. Ведь опять же, для того чтобы это понять, нужно быть содержательным. А если нет, то, как же это ему понять? Он думает, что он самый успешный.
Наши интеллигентные люди пишут много книг, издают их. Однако, даже если эти книги красивые, то часто они совершенно не интересные, не актуальные, содержат ошибки. Более того, попав в руки компетентных и знающих людей, эти книги не выдерживают критики и позорят как автора, так и нас всех. В основном их никто не читает. Но они ходят с важным видом и везде заявляют о том, что много написали и требуют для себя высокие степени. И попробуй им указать на то, что в их книгах есть серьезные пробелы. Только врагов наживешь. Потом они жалуются на то, что, дескать, народ не читает. Но не задают себе вопрос о том, а что они такого написали, чтобы заинтересовать этот народ для чтения. Ведь если тебя не читают, то проблема в тебе, а не в народе. Это значит, что ты не сумел им дать того, что им было бы интересно. Но нет, они обвиняют кого угодно, только не признают свою собственную ущербность.
Еще одной формой является то, где именно ты опубликовал статью или книгу, а не то, что в ней есть. Многие ходят с важным видом и говорят о том, что их статьи опубликованы в Америке, или Англии. Другие хвалятся, что их книги опубликовали почетные люди и издательства. Но что именно они дали миру, моей стране, народу? Что в этих статьях ценного для остальных людей? Об этом молчат. Или говорят общие слова. А ведь там часто полно ляпов и откровенных глупостей. Но этого им указать нельзя. Скажешь, объявят демагогом и только наживешь себе врагов.
В целом часто выступают, пишут и говорят так, чтобы их никто не понял. Видимо подсознательно понимают, что если поймут, что ляпы будут видны всем. А если они непонятны для остальных, то этого могут не заметить, так как ни у кого терпения не хватит выслушать и дочитать их. А в результате они могут ходить довольными от ощущения того, что они написали или сказали так гениально, что их никто не понял. То есть они гении, а если их не поняли, то это проблема всех остальных, а не их.
Есть еще категория понимающих все это людей, которые выступают с критикой других или общественных устоев. Вроде дело благое, есть проблемы. Но когда вслушиваешься или вчитываешься, то обнаруживаешь и у них то же самое. Они тоже часто непонятны, противоречивы и бессодержательны. У них тоже есть только стремление показать свое «Я», то есть они имеют только форму.
То же самое происходит на улицах города, и в интернете. Везде видишь красивые лица, девушек, приятных молодых людей. Но если они начинают говорить или что-то делать, они вызывают только разочарование своей почти полной бессодержательностью. Часто отсутствует воспитанность, невероятно высокое самомнение, при отсутствии какой-либо основы для этого. В общественных сетях и форумах интернета мало содержательных людей. У всех только форма. Все окончили престижные ВУЗы, работают в иностранных компаниях, отлично одеваются, ездят на роскошных автомобилях, имеют прекрасные квартиры. Но нет в их записях последовательности, логики, глубокой мысли, нет эрудиции, нет духовности. За такой обильной формой не стоит почти никакого содержания. Самомнение и гордыня не знает границ. Если что-то не вписывается в их сознание, они готовы оскорбить человека, наплевать ему в душу, не терпят чужого мнения. Понятия воспитанности иногда вообще не существует. Внутренний мир у них пуст. Есть только их «Я». Если им это сказать, то и здесь только наживешь себе врагов и встретишь усмешки и издевательства.
Вот так и живет мое общество. У кого-то нет ни формы, ни содержания. У кого-то есть содержание, но нет формы. Но чаще всего, есть форма, но нет содержания. И никому не стыдно. Понятия стыда в нашем обществе почти полностью исчезло. Выступающие и пишущие не стыдятся порой откровенной глупости, которая имеет место в их записях и речах. Не стыдятся противоречивости, нелогичности, нудности, бессмысленности. Не стыдятся слушающей их аудитории и читателей, у которых отнимают время, не дав им ничего нового и полезного. Пишущие в социальных сетях и форумах Интернета не стыдятся своего поведения, эмоциональности, грубости, хамства и показа своей ужасающей бессодержательности. Но ведь и здесь тоже, для осознания своей бессодержательности, надо иметь содержание. А если ее нет, то и понимания не будет. Ну а если подумать глубже, то чего им стыдиться? Вокруг почти все такие.
Но все, же в моем обществе очень мало, но все-таки есть люди, у которых форма соответствует содержанию. Они приятны как в манерах, разговоре, внешнем виде, так и обладают возвышенной духовностью, высокой порядочностью, воспитанностью, эрудицией, богатым внешним миром, четкой логикой, непротиворечивостью. Остается только сожалеть, что таких людей так мало, что они не могут серьезно воздействовать на общий климат наших реалий. Но все, же радует, что они не полностью исчезли. Видимо природа сама регулирует эти процессы так, что мир не остается полностью лишенным людей, у которых форма приведена в соответствие с содержанием.