21 ноября 2012
Дамы и господа, задумался я о сущности Господа нашего Бога. И нашел я, что ортодоксальная традиция не дает ответов на вопросы по этой теме. Ну говорят наши ортодоксы - сунниты- мусульмане, что Бог есть везде. Но позвольте, как может быть некий субъект везде, если он один? Ну вот к примеру, могу я быть одновременно в Китае, Америке и Азербайджане? Это же невозможно.
Ну ладно, в древности многое люди не знали. Но ведь сейчас известно, что только в организме одного человека или животного есть миллиарды клеток, в каждом из которых есть жизнь. И что, Бог присутствует в каждой клетке одновременно и с присутствием в звезде Альфа-Центавра? Ну это же невозможно. Есть еще рыбы, океаны, атмосфера и бескрайний космос. Вы можете представить что такое бесконечный Космос с различными планетами, процессами, электромагнитными излучениями и т.д.? И что, Бог присутствует одновременно в бескрайней точке вселенной и у меня дома? И управляет моей клеткой - одной из миллиона клеток только моего организма? Это уже представляется как полное нарушение всякого здравого смысла.
И есть ли дело Богу до нашей одежды, наших высказываний, наших общественных отношений? Сомнительно. Ведь опять-таки возникает вопрос о том, как может одно и то же лицо одновременно присутствовать и со мной, Мао из Китая, Хосе из Мексики и арабом Абдурахманом?
То есть ортодоксальная традиция не дает ответы на эти вопросы. Говорят, что о Боге думать запрещено и принимайте все в качестве веры. Ну тут я говорю, что ок, о Боге я не думаю. Я думаю о другом - о том, как один и тот же субъект может одновременно руководить процессами в моей клетке, обратить внимание на одежду Абдурахмана из Аравии и быть в созвездии Большой медведицы?
Просто это невозможно. И более того, я считаю, что это ставит самого Бога в мягко говоря странное положение, с позиции здравого смысла. На все вопросы об этом ортодоксы отказываются отвечать. Говорят, что просто веруй и все. Но как же так? Как можно бездумно веровать, не задавая себе вопросы, и как можно не приводить веру в соответствие со своим разумом?
Итак что я думаю по этому поводу? Я считаю, что Бог не может быть одновременно везде, так как это противоречит разуму, логике, здравому смыслу. Ибо если он есть субъект, то никак не может быть так, чтобы он одновременно присутствовал везде.
Но выход из этой сложной ситуации только в том, чтобы признать все бытие единым. То есть, нет Бога вне вселенной. А Бог и есть вселенная. То есть все, что есть в этом мире есть частица единого организма и этот организм есть Бог. Это есть всеединство бытия. Если так подходить к вопросу, то становится понятным, что Бог присутствует везде, ибо все в этом мире есть есть часть его единого организма или структуры (как хотите назовите). То есть каждый из нас, каждая клетка организма, каждая звезда есть часть Бога и все в этом мире есть Бог. И каждый из нас, каждое явление вокруг нас есть частица Божья. И нет ничего вне Бога. Все бытие едино и это единство есть Бог.
Это как наш организм. разве мы контролируем каждую клетку нашего бытия? Эти процессы происходят в нас потому, что это так и должно быть и все, что в нас, есть мы сами. То же самое и Бог. Все мироздание есть его частица. Это есть единый организм, единое бытие.
Вот если так вести рассуждение, то получается логичным то, что Бог присутствует везде и правильно сказали древние мистики, что каждый из нас и есть частица Божья, ибо все мы и есть части Бога. Но если разделить Бога и творение как субъект и объект, то присутствие субъекта одновременно везде представляется невозможным с точки зрения здравого смысла. Но это противоречие снимается, если между Богом и миром нет объектно-субъектных отношений. Он и есть все это бытие. Вот в этом вижу я единство Божье.