20 апреля 2014
Говорил я с одним человеком, который на протяжении многих лет быть активным и даже фанатичным верующим-мусульманином. Но потом он постепенно стал переосмысливать свою жизнь. Он стал понимать, что такая жизнь перестала иметь ценность для него. Ко многим положениям догматики он стал подходить критически. Он пытался отогнать от себя эти мысли, но потом спросил себя о том, почему он должен это делать, если эти сомнения имеют место быть? Таким образом, раз за разом он стал отходить от догматического Ислама и переходить на светское мировоззрение. В настоящее время он современный человек с модернистской философией жизни.
Так вот этот человек стал при мне жалеть о том периоде своей жизни, в котором он был активным верующим. Сказал, что мол как минимум 10 лет самой лучшей поры его жизни ушло впустую. Сколько бы он полезных дел смог бы сделать, если бы его не удерживали догмы религии. То есть эти годы своей жизни он посчитал бессмысленными и пустыми.
Но я ему сказал, что ничто не бывает бессмысленным. И те годы твоей жизни тоже не были бессмысленными. Ведь если бы не они, то не был бы ты тем, кем являешься сейчас. Это сейчас ты можешь сравнивать тот период своей жизни с этим и делать выводы. А если бы того периода не было, то и мысли бы твои пошли бы не в том направлении. То есть если бы не те 10 лет твоей верующей жизни не стал бы ты мыслить так мудро, как мыслишь сейчас. Ведь для достижения мудрости надо пережить все состояния, в том числе и фанатичную веру.
Мудрость достигается именено тем, что человек впадая в различные состояния изучает их изнутри и имеет о них представления, а потом имеет возможность для сравнительного анализа.
Вершиной же самопознания является понимание того, что все привычки, традиции, обряды, религии и т.д. должны быть пережиты и пройдены. Для полного освобождения души человека надо пройти все эти этапы и дойти до совершенства. Достигший мудрости человек освобождается от всех идолов (согласно Бекону) без исключения и стремится к нирване.
Поэтому ничто не было зря, все имеет свой смысл. Вот я сам был атеистом, шиитом, суннитом, салафитом, ханафитом, светским человеком и т.д. На все это ушли годы моей жизни. Но зато все это я познал и теперь отверг все идолы. Если бы не все это разве я стал бы таким каким являюсь сейчас?
Поэтому не нужно жалеть ни о чем в этой жизни. Все наполнено содержанием. Проблема лишь в том, какие выводы для себя делает человек. Если он идет к совершенству своей души и развивается для отвержения идолов, то значит он не зря прожил эту жизнь. А кто не извлекает из этого мудрость, тот будет в смятении до конца дней своих.