31.10.10
Есть такой парадокс всемогущества, более известный как каменный парадокс: «Может ли Бог создать камень, который сам не сможет поднять?». С одной стороны это парадокс, если рассуждать человеческими категориями. Однако, нельзя забывать о том, что Бог все же не человек. Поэтому применять к нему человеческие понятия и категории нельзя. Если подходить к вопросу с такой позиции, то этот парадокс перестает быть парадоксом. Ведь если Бог признается Творцом и Распорядителем всего мироздания, то это уместить в человеческое сознание невозможно. Например, как одновременно можно контролировать и движение планет, и геологические процессы, и судьбы людей, и функции каждой живой клетки и т.д.? Можно ли это понять разумом? Разумеется нет. Поэтому мы можем констатировать тот факт, что допуская существование Бога, мы не можем относить к нему всех мыслимых человеком категорий.
В традиционном богословии, а также философии есть понятие апофатики (отрицательного богословия) - негативного пути познания Бога. Это понятие возникло еще в античности, когда греческие мыслители протестовали против многочисленных богов и наделения их мирскими чертами. Но потом апофатика нашла отражение в христианском и мусульманском богословии.
Oдин из видных богословов раннего Христианства Климент Александрийский говорил о невозможности какого-либо знания о Боге. Поэтому примеры из тварного мира не могут быть определением для его сущности. По его мнению, Бог абсолютно непостижим для сознания человека. А все его атрибуты - как Господь, Творец и т.д. отражают лишь человеческое понимание непостижимого величия. Ведь человек должен как-то называть то или иное явление.
Другой видный деятель раннего Христианства Ориген Александрийский же считал, что Бог непостижим не по своей природе, а только из-за ограниченности нашего разума. Поэтому для постижения настоящей сущности Бога нужно отказываться от всего, что препятствует нашему восприятию Его. Это препятствие и есть все материальное, к чему привязан человек. Если материальное последовательно отбросить и вести аскетический образ жизни, то немногие люди могут подойти к правильному пониманию Божьей сущности.
А в еще одном раннехристианском трактате «О Божественных именах» (Псевдо) Дионисия Ареопагита, отрицаются подходы Оригена и настаивается на категорической невозможности постижения Бога. Однако, в то же время, в отличие от Климента, (Псевдо) Дионисий настаивал на реальном значении Божественных имен, так как сотворенное свидетельствует о своем Творце.
Противоположностью апофатики является катафатика или позитивное богословие. Ее суть заключается в понимании сущности Бога по аналогии с тварным миром и подведение через это доказательств Божьего существования.
В Коране и хадисах также есть аяты и хадисы апофатического содержания (в которых содержатся смыслы того, что Бог абсолютно не постижим для человека). Но есть аяты и хадисы катафатического содержания (когда по аналогии с Божьим творением предписывается задуматься о бытии Божьем).
Проблема реальности имен Божьих стала особо актуальной в мусульманском богословии. Мутазилиты принимали апофатический путь и отказывались относить имена Божьи - как Милосердный, Милостивый, Щедрый и т.д. - к сущности Божьей, так как они считали ее не постижимой. Для мутазилитов, как и для Климента эти имена лишь обозначения того, что человек не может постигнуть, но не суть Божья. Против мутазилитов выступили ортодоксы, которые настаивали на реальности имен Божьих. Однако и они соглашались, что реальность этих имен не означает того, что они могут быть поняты человеком полностью. Но допускали аналогию с тварным миром.
Таким образом, если подходить к поставленному в заглавии вопросу катафатически, то парадокс "поднятия камня Богом" не решается. Зато он решается при апофатическом подходе.
В то же время, если последовательно идти путем апофатики (то есть отрицания любых аналогий с Богом в тварном мире), то тогда логически ставится под сомнение его существование. Именно поэтому и существует положительная (катафатическая) теология.
Однако, если идти последовательно путем катафатики, то тогда можно растворить Бога в мире и видеть во всем проявления Бога, что равносильно гиллозоизму и пантеизму. Растворение Бога в тварном мире тоже приводит к тому, что он перестает существовать. Поэтому ортодоксальные богословы всегда занимают позицию среднюю между ними.