Всего каких-то 50-100 лет назад человечество наконец-то покончило с рабством, как с социальным институтом. Это можно расценивать как большой успех. Однако было ликвидировано лишь общественное рабство, а не другие его формы, которые гораздо опаснее, чем социальное. Наиболее устойчивой формой рабства, является рабство моральное, духовное. Оно несравнимо хуже, чем рабство общественное. Дело в том, что даже самый презренный раб в Римской империи мог быть свободен душой. Ибо его хозяин властен был только над его телом, а не над его душой.
Именно духовное рабство является самым устойчивым из всех остальных его видов и продолжается по сегодняшний день. Более того, современные информационные технологии, массовое насаждение потребительской психологии, направленность мировой экономики на безудержный рост, потребление привело к углублению и еще большему укоренению морального рабства.
Духовное рабство практически неискоренимо для подавляющего большинства людей, так как оно подпитывается страстями самого человека. Даже те, кто прочитает мои соображения по этой теме, все равно не сумеют изменить себя и поменять свое отношение к жизни. Ибо противовесом духовному рабству может стать только осмысление мира и самопознание, что не свойственно большинству людей. Однако немногие мудрые люди могут это понять и измениться. И только они достигнут подлинного счастья в этом бессмысленном и жестоком мире, в котором мы пребываем. Счастьем же является именно осознание того, что все бессмысленно. Пока человек ищет какой-то смысл в чем-то, он становится несчастен. Но сам этого не знает.
В основе духовного рабства лежит стремление к деньгам, накопительству, карьере, социальному успеху. Подавляющее большинство людей видит смысл своего бытия только в этом. Кроме того, и его внутренние страсти ему диктуют именно это. Общая атмосфера в обществе, семья, друзья толкают каждого из нас именно к этому. В современном мире других ценностей больше нет. Кажется, что достигнув богатств можно достигнуть всего.
Однако если подумать глубже, то уже само стремление к богатству и успешности приводит человека к духовному рабству. Вместо того чтобы освободиться и правильно понять этот мир, он начинает деятельность в совершенно другом направлении. Постоянно приобретая материальные ценности, он обрекает себя на приобретение все новых. Приобретая новое, он стремится к другому. Заняв одну должность, он обречен на мечты о новой должности. А все потому, что из одной приобретенной вещи автоматически следует другая. И параллельно с этим появляются проблемы по сохранению приобретенного.
Вот простые примеры. Мечтания о покупке автомобиля приводят человека к стремлению заработать на это деньги. Но купив, автомобиль, он от проблем не освобождается, так как автомобиль нужно все время содержать. Купив новый дом, человек обречен и дальше зарабатывать, чтобы его содержать. Имея любовницу, он обречен все время на нее тратить деньги. И так все остальное. Каждое новое приобретение вызывает новую цепь приобретений. И так все время приобретая, люди становятся рабами приобретенного. Они уже приобрели так много, что если в один момент они не станут зарабатывать деньги, держаться всеми правдами, неправдами и унижениями на своей должности, то все это в один момент остановится и рухнет. Машина ехать не будет, дом опустеет, любовница уйдет и т.д. Поэтому этот человек, даже сам этого не осознавая, становится рабом всего этого комплекса проблем, вещей и людей. Если римский раб был только рабом своего господина, не имея ничего своего, то современные люди являются рабами по своей сути. Рабство проникло в глубины их душ так глубоко, как не могло проникнуть в душу даже самого презренного римского раба. По своей сути, современный успешный богатый человек является в неизмеримо большей степени рабом, чем римские рабы.
Практически никто не может избежать рабства в нашем мире. Если даже самые успешные и богатые люди являются рабами, то менее успешные становятся рабами тем более. Они чего-то тоже достигают, но постоянно унижаются во имя сохранения своих позиций из страха, что все нажитое рухнет в тот же момент. Они думают, что как только они перестанут раболепствовать перед начальником (который в свою очередь раболепствует перед своим начальником), то вся их жизнь окончится, все надежды превратятся в прах.
Понимая, что они рабы, они стремятся обратить в рабство других. Получается порочная система. Унижающийся перед начальником человек, унижает своего подчиненного, а тот своего. А кому по служебной лестнице унижать некого, унижает свою жену и детей. И так повсюду.
А кто не успешен, ничего не достиг, тот становится рабом своих мечтаний о богатстве и успешности. Приобретая какую-то вещь, он не понимает, что это приобретение лишь усиливает его проблемы, принуждая его обеспечивать поддержание этой вещи. Таким образом, он становится рабом этой вещи.
Да и какой смысл, если подумать, в каждой приобретенной вещи? Ведь от нового приобретения радуешься лишь некоторое время. А потом эта же вещь тебе становится безразлична, и ты ищешь новую. Добывая это новое, опять становишься к ней безразличен. И так до самой смерти. Неужели непонятно, что никакая вещь для человека ценности не представляет? Но большинству это непонятно, так как ничего другого в их помыслах нет. Они рабы по своей природе. Рабство и невежество вошло в их души и стало их собственным «Я». Они невежды и рабы, даже если имеют высокие титулы, ученые степени и должности. Наоборот, возможно самый скверный бомж по своей природе более свободен и возвышеннее многих из них.
И что самое интересное, каждый подсознательно понимает бессмысленность этого, но все равно продолжает идти именно этим путем, так как не может увидеть ничего другого. Это всемирная детерминанта, необходимость, которая объемлет весь мир, который окружает меня. Всеобщее рабство окружает меня в этом мире. Подлинно свободных людей практически нет.
Духовное рабство неизменно приводит к массовому лицемерию. Очень многие люди в нашем мире двуличные - говорят одно, а в помыслах другое. Народный избранник говорит высокие слова о благе народа, но в помыслах только материальное обогащение. Новый начальник собирает всех сотрудников на совещание и утверждает, что наведет порядок, но в помыслах свое личное обогащение от своего назначения на должность. Религиозный человек, цитируя всем вокруг цитаты из Корана или Евангелия о бессмысленности накопительства и земных благ, буквально сразу после этого идет приобретать свою новую очередную вещь. Эмигрант, уезжая из страны, утверждает, что уезжает из-за несправедливости в моей стране. Но на самом деле он едет туда только потому, что здесь ему не дали достигнуть тех материальных благ, которые он желал. И все разговоры о благе народном от этого эмигранта не более чем лицемерие. Он уехал только для удовлетворения своих рабских страстей.
Таким образом, лицемерие оборотная сторона массового рабства, вернее ужасающего духовного рабства общества, которое меня окружает. Все говорят одно, а в помыслах другое. И все только потому, что все боятся потерять нажитое.
Только настоящие свободные мыслящие философы могут понять сущность всех этих проблем и подумать о том, как не допустить морального и духовного рабства. Философ знает, что мир бессмыслен. А раз так, то кроме самопознания ничего другого смысла не имеет. Зачем нужны все ценности мира, если они на самом деле ценностями не являются и ввергают человека в рабство? А разве может быть свободным человек, который в душе своей раб?
Поэтому первейшим условием подлинно мудрых людей должно быть познание самих себя, путем отрицания лжеценностей этого мира. Самопознание может осуществиться только тогда, когда человек свободен и живет в соответствии со своей природой.
Свобода, это когда человек свободно дышит, ни от кого не зависит, ни перед кем не преклоняется, ни перед кем не унижается. А если даже иногда бывает принужден к этому, то делает это только из целесообразности телом своим, но не душой. Душа у мудреца всегда свободна.
Мудрец никогда не пожелает много денег, вещей, положения, денег, состояния. Он на это не пойдет, так как знает, что все это ввергнет его в духовное рабство и лишит его свободы, благодаря которой он может правильно позвать этот мир и жить в нем. Тем более что все это бессмысленно.
Истинно мудрый человек, конечно же, не отрицает все материальное. Но рассматривает его лишь как средство для продолжения своего временного существования. Ведь существование не зависит от нас. Мы не по своей воле пришли в мир. А раз так, то надо поддерживать существование для того, чтобы понять смысл этой жизни через познание самих себя. Вот для этого нужно обеспечить себя лишь минимальным. Это лишь крыша над головой, кусок сушенного хлеба, стакан воды, плата за электричество, покупка компьютера и телевизора и т.д. Вот для этого и нужно стараться заработать немного материальных средств, но не более того. Ибо приобретенное больше чем это, приводит к человека к духовному рабству.
Будучи свободным человеком, мудрец-философ никогда не станет лицемером. Ведь он живет естественной природной жизнью. Он не обременен проблемами этого мира. У него почти ничего нет, кроме его мыслей о самом себе и сущности окружающего мира. Он подлинно свободен. А раз так, то и лицемерие ему не может быть присуще.