О том, что честность на самом деле бесчестье

 Что есть честность? Что есть порядочность? Что есть правда? Что есть ложь? Что есть грех? Что есть праведность? Все это такие размытые и неконкретные категории. Люди говорят о них и не понимают о чем говорят.

 Вот к пример. Говорю я с одной моей знакомой. Она учитель, подрабатывает репетиторством. Она мне рассказывает о том, что часто ей предлагают заниматься с достаточно подготовленными абитериентами. Она приводит их к себе и разбирается в их познании предмета. Выясняется, что они отлично знают предмет и в принципе сами могут нормально сдать вступительные экзамены бей ее помощи. Она об этом говорит их родителям. Но те на нее обижаются и подозревают ее в том, что она принципиально не хочет заниматься с их детьми.

 Ну тогда я ей сказал моей знакомой-репетиторше, что она не права. Дело в том, что ей только кажется, что сказав правду она окажется честна, а взяв этих детей на обучение - обманет их родителей. Она думает, что взять деньги за подготовленных детей не честно и не порядочно. Но она забывает о том, что интерпретировать ее "честность" будут по другому. Сочтут, что она возгордилась, не уважает этих людей. Ведь эти родители верят, что именно она обучит их детей и они сдадут экзамен. Они не верят, что их дети достаточно для этого подготовлены. Поэтому получается, что ее честность оборачивается обидой на нее саму со стороны этих родителей.

 И что в этом случае получается? Сама репетиторша теряет деньги, которые ей дали бы родители за обучение детей, а родители оказываются в обиде на нее. Потом они скажут о ней другим родителям и те не дадут своих детей ей, а найдут других репетиторов. Следовательно это будет бить по ее репутации и она лишится своего заработка.

 Это значит, что в данном случае честность и порядочность именно в том, чтобы взять на обучение этих подготовленных детей.

 Совершенно аналогичный случай имел место и у меня. Как-то ко мне обратился один человек, чтобы я отредактировал его книгу за плату. Меня ему порекомендовали мои другие знакомые, которым я часто делаю подобные дела.

 Он послал мне свое произведение. Ознакомившись с текстом я понял, что книга написана очень грамотно. Практически там нечего делать. Спокойно можно послать ее на печать и без меня.

 Ну что делать? Я тоже вначале подумал о том, что нехорошо у него брать деньги за работу, так как там просто делать нечего. Получится так, что я просто возьму эти деньги без особого труда.

 Но потом я понял, что этого делать не надо. Дело в том, что тот человек все равно мне не поверит и обидится, что я не сделал для него работу. Он скажет об этом моим знакомым и те могут потом не доверять мне такие дела и я лишусь своего заработка. А тот человек все равно найдет другого редактора и заплатит ему. Какой смысл?

 Поэтому я сделал вид, что я над книгой поработал и сдал произведение ему, получил деньги. И все стало хорошо. До сегодняшнего дня он благодарит меня за это, выражает мне свое почтение. А я получил свои деньги, которые все равно уплыли бы к кому-то другому.

 Таким образом не надо подходить к понятиям честности, добра, греха и т.д. однобоко. Каждый случай имеет свою специфику и не всегда классические понятия об этих категориях выражают их. Порой честностью, добром, грехом и т.д. являются промежуточные или же жаде противоположные классическому пониманию действия. Все в этом мире относительно, в том числе и эти понятия. Поэтому надо жить по категориям целесообразности для для каждой конкретной ситуации, а не следовать догматически закрепленным понятиям. Ибо следуя классике можно просто оказаться не правым.