Как-то говорил я с одним философствующим человеком о философии. Он сказал, что философствует отталкиваясь от религии. Ну и потом мы поговорили о религии и он признал, что в классической религии много проблем. Поэтому ее, по его мнению, надо реформировать.
Я весьма скептически отнесся к его словам и сказал ему, что уже прошел все это давно и пришел к выводу о том, что на самом деле философ не должен привязывать философию ни к какой идеологии. Ибо как только он это сделает, сразу поставит философию на службу этой идеологии. Тем более, если речь идет о религии. Философствующий в рамках религиозных догм, на самом деле делает философию служанкой религии. На самом деле философ должен рассматривать философию в качестве независимой и самостоятельной отрасли знания. Философ должен объективно осмысливать и приходить к выводам обо всем, в том числе и о религии. Ибо и религия является предметом осмысления философа, как и любая другая вещь. Ведь мерой всему является человек.
Мой собеседник согласился со мной. Но сказал, что нельзя этого показывать. Ведь народ не поймет. Если философствовать вне религиозных догм, то люди просто отвергнут сделавшего это. Ведь даже когда философствуешь в рамках догм, все равно многие бывают недовольны. Поэтому он посоветовал мне выставлять себя в качестве прогрессивно мыслящего религиозного философа.
Но я с ним не согласился. Сказал ему, что этот этап мной уже пройден. Когда-то и я думал как он. Но теперь я понял, что на самом деле философ может быть настоящим философом только тогда, когда независим и свободен от любой догмы, когда он осмысливает саму догму и делает ее предметом рассуждений и умозаключений. Иначе он станет винтиком какой-то системы.
Что касается мнения людей, то философы еще с древнейших времен не претендовали на то, что их поймут массы, а тем более будут им аплодировать. Философия элитная область знания. Не всем дано познать ее.
И наконец мой собеседник сказал, что если он поведет себя так, как я сказал, то его обвинят в неверии. На это я ему сказал. что если глубоко подумать, то любой верующий одновременно является и неверующим. Например нет верующего, который бы сознательно не совершал грехи. В тот момент, когда он это делает, он становится неверующим. Ибо если веришь, то почему грешишь?
С другой стороны нет такого верующего, о котором другие не сказали, что он неверующий. Например представитель одной религии или секты считает неверующими представителей других верований. Даже внутри одной веры представитель одного течения считает неверующим представителя другого.
Таким образом невозможно быть верующим. Любой верующий в то же время и неверующий. И тем более это касается философа. Любой философствующий человек автоматически становится неверующим для очень многих, даже если каждый день будет клясться в в своей вере. Поэтому я сказал своему собеседнику, что если он этого боится, то должен перестать философствовать. Философствующий человек должен смириться с тем, что многие и многие сочтут его неверующим.
Но разве от оценки этих людей зависит вера? Вера это интимное интуитивное чувство субъекта по отношению к высшей силе. Ни одно мнение другого человека не может оценить степень этой веры: ее наличие или отсутствие. Поэтому верующий ты или нет, знаешь только ты сам. Мнение других людей ничего не значит.
Поэтому, заключил я, если философствуешь, то будь ФИЛОСОФОМ. А если ты боишься мнения других людей о тебе, если пытаешься приспособиться под общественное мнение, угодить массам, тогда не философствуй. Ибо это уже не философия, а демагогия.