Проблемы толерантности в современном исламском мировоззрении: прошлое и современность

Как известно, исламская религия, которая имеет всемирное значение и является мировой религией, декларирует равное отношение к представителям всех народов и рас. Многие аяты Корана и хадисы пророка интерпретируются богословами как свидетельство толерантного отношения к людям.

Тем не менее, история исламских народов является частью общемировой истории и в ней было много примеров отхода от принципов национальной, расовой и религиозно-конфессиональной нетерпимости. Это прослеживалось как по отношению к представителям других культур, так и к инакомыслящим мусульманам.

Эта тенденция, находила отражение в богословско-философских, а также исторических произведениях различных мусульманских авторов. Поэтому в исторических книгах различных мусульманских можно встретить множество случаев не толерантных высказываний по отношению к другим культурам или людям.

В то же время, надо иметь ввиду, что все эти труды были написаны в предшествующие нашей эпохе времена. Тогда еще понятия толерантности в современном понимании этого слова не сложилось, не существовало системы современных общественных отношений. Поэтому авторов того времени нельзя однозначно обвинить в отсутствии толерантности, так как они жили в свою эпоху, отличную от нашей. В связи с этим ими употреблялись определенные обороты, которые в наше время могут расцениваться как нетерпимость по отношению к представителям других верований, рас и наций.

Однако современные мировые реалии отличаются от предшествующих времен. В настоящее время упразднено рабство; экономические и социальные отношения выстроены на совершенно других основах. После двух мировых войн человеческая цивилизация сделала шаг в сторону нового типа социальных отношений, что было вызвано общемировым развитием.

Поэтому в наше время толерантное отношение к другим культурам и народам является одной из главных составляющих современной мировой культуры. В связи с этим мировоззрение рядовых мусульман, проповеди имамов, материалы СМИ, а также научные труды, которые пишутся мусульманскими учеными из различных гуманитарных дисциплин, в частности историками, должны соответствовать этим параметрам. Однако на практике мусульманское большинство продолжает мыслить категориями средневековья и это приводит к многочисленным потрясениям, которые сегодня происходят в различных регионах мира.

В частности надо изменить отношение к преподаванию истории и связанных с этим богословских проповедям. В настоящее время они не соответствуют современным параметрам толерантности. К примеру в самых различных исторических книгах, написанных современными мусульманскими авторами прослеживаются признаки отсутствия толерантности в определенным группам населения. Возможно, что это делается это авторами в большинстве случаев не намеренно, а только потому, что они апеллируют к средневековой терминологии.

Общий контекст всей этой литературы построен на том, что в первые века Ислама мусульмане переживали период всеобщего подъема и благоденствия, а потом все изменилось и мусульманский мир постепенно деградировал, ослаб и был разгромлен крестоносцами и монголами. Согласно авторам, причина этого в том, что в Ислам начал распространяться и его приняли многие иноверцы, которые привнесли в него нововведения, не характерные первоначальному Исламу. Якобы именно из-за этого мусульманский мир ослаб.

Это же самое внушается при объяснении сегодняшних реалий. До сегодняшнего дня все проблемы мусульманского мира объясняются отходом от первоначальных принципов Ислама, заложенных пророком Мухаммедом. И этот отход связывается с приходом в религию инородцев. Тут прослеживается вольное или невольное противопоставление арабов с неарабами. Первоначальный расцвет Ислама как бы связывается в периодом доминирования арабов, а последующий упадок с приходом в Ислам инородцев.

Но такое преподнесение истории на самом деле необъективно, так как еще в период первых халифов, Омейядов и ранних Аббасидов в мусульманском обществе имели место многочисленные расколы, бунты и гражданские войны. И не все было так идеально, как представляется многими мусульманскими пропагандистами.

Для того чтобы преодолеть это противоречие все проблемы и расколы раннего Ислама принято сваливать на некоего человека по имени Абдулла ибн Саба. Согласно установившейся традиции этот человек виновен в появлении всех ересей и является ересиархом раннего Ислама. Утверждается, что этот человек впервые обожествил Али ибн Абу Талиба, создал еретическую секту сабаитов, внес политическую смуту и спровоцировал гражданскую смуту в Халифате. На самом же деле историческое существование этого человека ставится многими исследователями под сомнение. Скорее всего, это миф.

Однако надо отметить, что практически во всех книгах (в том числе современных авторов) по Исламу делается акцент на его еврейское происхождение. То есть возникновение ересей в Исламе связывается с конкретной национальностью. Косвенно указывается иудейское происхождение мусульманских расколов.

Эта же линия прослеживается в истории возникновения исмаилизма. Начиная со средневековых времен и до сегодняшнего дня мусульманские историки и богословы традиционного направления намекают на иудейское происхождение Убейдуллы и других лидеров исмаилитской династии.

К сожалению, иудейская версия «мусульманских» проблем продолжается до сегодняшнего дня. Во многих современных книгах мусульманских авторов, в средствах СМИ, богословских проповедях, проблемы мусульман во многом связываются с евреями. А это в корне противоречит принципам толерантности в современном понимании. Если в мировоззрении людей прошлого этого можно объяснить реалиями того времени, то сегодняшнее положение представляется совершенно неприемлемым.

Помимо евреев имеет место недоверчивое отношение к персам. Там ситуация несколько другая. Если евреи представители другой религии, то персы в основном мусульмане. Но, тем не менее, во многих средневековых книгах различные еретические течения связывают именно с ними. Они часто представляются как лживо принявшие Ислам инородцы, но сохранившие в душе религию Зороастризма. В мусульманской литературе, в том числе и современной их называют презрительным названием “зиндик”. Ортодоксальные авторы часто указывают на персидское происхождение тех или иных раскольников. В частности акцентируется на персидском происхождении лидера карматов Зиквавейха.

На современном этапе это также приводит к многочисленным проблемам по части противопоставления мусульман друг другу. Также это приводит к межконфессиональным противоречиям внутри Ислама. Получается, что персы виновны в распространении различных ересей. В наше время это особенно актуально в свете арабо-иранских противоречий внутри исламского мира. Это приводит к нарушению принципов толерантности к представителям различных национальностей.

В средневековой мусульманской литературе рационализм и различные философские школы также представляются в качестве еретических. В повествованиях о них часто делается акцент на то, что они в основном состояли из перешедших в Ислам инородцев, в основном христиан, персов и иудеев. В частности утверждается, что мутазилиты ведут свое происхождение от различных инородцев.

Многим философам также приписывается неарабское происхождение. Это акцентирование на национальности встречается и в современных книгах, это можно видеть в СМИ и проповедях богословов, что накладывает отрицательный отпечаток на мировоззрение мусульман и приводит в проблемам в области толерантности в мусульманского мира.

Также в ряде случаев многие проблемы мусульман списываются на тюрок. В частности в исторической литературе часто встречаются утверждения о том, что именно тюркские гвардейцы и военачальники виновны в различных политических смутах в Аббасидском халифате. Помимо этого есть и утверждения о том, что агрессивные народы Гог и Магог в эсхатологическом будущем будут состоять из тюрок и монголов. Таким образом всякая агрессивность получается связанной с тюрками и монголами. После этого турок обвиняют в распространении различных ересей в период Османской империи и при Сефевидах. Все это также не соответствует взаимопониманию и толерантности между народами в наше время.

Также не соответствуют современному пониманию толерантности обвинения других людей в неверии или двуличии. В исламских первоисточниках эти понятия относились к арабскому обществу периода самого пророка Мухаммеда. В настоящее время мир находится в смешении и эклектике. Происходит интенсивное взаимопроникновение различных культур, углубляются глобализационные процессы. Мир вступает в период постмодерна. Во многом упразднены информационные и коммуникационные преграды между различными народами и культурами. Поэтому употребление в наше время в исторической, богословской и популярной литературе этих категорий представляется недопустимым.

В отличие от средневековых автором, современные историки и общественные деятели не должны применять эти термины. Тем более, что чаще всего понятия неверности и двуличия применяются для расправы над инакомыслием или отличным от остальных образом жизни в мусульманском мире. А это также тесно связано с проблемой толерантности. Отсутствие терпимости к мнению или образу жизни других людей также является показателем не толерантного отношения к ним.

В наше время эта традиция обвинений каких-то народов или общин в разжигании смуты фактически продолжается. В частности во всех проблемах в исламском мире обвиняются как внешние, так и внутренние враги. В роли внутренних врагов выступают, к примеру, различные шиитские группы, которых, так или иначе связывают с Ираном. Также муссируется тема ереси тюркского суфизма или турецкой политики и вызывается непонимание между тюрками и различными сегментами арабского мира. Точно также в турецких или иранских СМИ и исторической литературе можно встретить нетолерантные обороты в отношении арабов или других народов.

В роли внешних врагов всегда выступают различные инородцы – Америка, Европа, Израиль и т.д. Все это планомерно пропагандируется и внушается широким массам населения в СМИ, проповедях, школьных учебниках, историко-философской и популярной литературе. Это приводит к нетолерантному отношению по отношению к людям из других культур и мировоззрений. Также отсутствие толерантности в этой области приводит к гонениям на инакомыслящих, что приводит к многочисленным нарушениям прав человека в мусульманских странах и обществах.

Отсутствие толерантности, гонения инакомыслящих, проблемы в области прав и свобод человека также приводят к застою мусульманского мировоззрения. Все реформационные процессы в Исламе оказываются безуспешными. Постоянный поиск различных внутренних и внешних врагов не создает условий для приспособления мусульманского мировоззрения требованиям современного мира. Вследствие чего общее развитие мусульманских стран и общин серьезно отстает от развитых стран и народов мира. Чем больше будет продолжаться пренебрежение категориями толерантности и прав человека, тем больше будет увеличиваться этот разрыв.

В настоящее время существует необходимость пересмотра всего корпуса классической мусульманской литературы по части историко-философских и других гуманитарных дисциплин. Все популярные книги и учебники, написанные современными авторами должны быть свободны от предвзятого отношения к «инородцам» и «еретикам». Нельзя акцентировать на конфессиональной или национальной принадлежности различных исторических лиц. Тем более это недопустимо в наше время.

Эта же проблема должна быть решена в СМИ и проповедях богословов в мечетях. Необходим объективный, а не догматический взгляд на историю и современность. Без постановки проблем с позиции современного понимания термина «толерантность», никакие общественные перемены в мусульманских странах невозможны.